Тема 9. Политическая система

Конфедерация

Конфедерация представляет собой внутренне противоре­чивую форму политической организации. Для нее прежде всего характерны юрисдикционные споры, немыслимые для федеративного и унитарного государств. Здесь каждое вхо­дящее в конфедерацию государственное образование почти


в полном объеме сохраняет свои властные прерогативы, по­этому центральное правительство запрашивает у прави­тельств отдельных государственных образований полномо­чия для выполнения тех или иных проблем, и именно последние решают, какие именно полномочия предоставить центральному правительству.

Поскольку слабое центральное правительство получает средства на свою деятельность за счет более или менее доб­ровольных взносов от нижестоящих правительств, индиви­дуальный гражданин испытывает на себе влияние централь­ного правительства лишь косвенно и отдаленно. В целом можно утверждать, что федерация предполагает наличие центра, который вправе принимать властные решения, затра­гивающие всех субъектов федерации. Конфедерация же, будучи союзом независимых государств, таким центром не располагает.

В качестве примеров конфедерации можно привести США со времени завоевания независимости в 1776 г. до при­нятия конституции континентальным конгрессом в 1787 г. (точнее до ее введения в действие в 1789 г.), Германский союз в 1815-1867 гг.

Здесь особняком стоит Швейцария. Швейцарская кон­федерация возникла в 1291 г. как союз трех кантонов (Швиц, Ури, Унтервальден) для защиты от притязаний монархии Габсбургов. По-видимому, ее можно относить к конфедера­циям, в лучшем случае, до середины XIX в. Дело в том, что на протяжении всей ее истории в ней все более отчетливо преобладала тенденция к дрейфу в сторону федерализма.

Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. По-видимому, прав один из отцов-основателей Общего рынка Ж. Моне, который говорил, что существуют два типа конфедераций: те, которые трансформируются в федерации, и те, которые терпят неудачу. США, которые из слабо структурированной конфедерации превратились в мощное федеральное государство, и Швейцария, которая, формально сохранив название конфедерации, на деле при­обрела качество федерации, подтверждают обоснованность этого тезиса.



Составной частью мира политического является полити­ческая система. Для правильного понимания ее места и роли в мире политического необходимо определить ее основные структурные элементы и основные функции. Необходимо также выяснить характер взаимоотношений политической системы с государством и политическим режимом. Пожа­луй, это один из самых запутанных вопросов современной политологии. В публицистике, а нередко и в научной лите­ратуре эти понятия используются в качестве синонимов: на­пример, говорят о президентском режиме и президентской системе, парламентском режиме и парламентской системе и т.д. Так ли это на самом деле?

9.1. Что такое политическая система?

Политическая система представляет собой комплекс ин­ститутов и организаций, в совокупности составляющих по­литическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координа­ции политической жизни. Центральным или осевым инсти­тутом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство, представляющее собой высшую форму самоорганизации человеческих сооб­ществ. О его роли в данном качестве свидетельствует тот факт, что нередко имеет место фактическое отождествление политической системы и государства, что со строго научной точки зрения не совсем правомерно.

В зарубежной и отечественной литературе не затихают споры относительно содержания и сущности политической системы. Многие авторы рассматривают ее как совокуп­ность ролей и взаимоотношений субъектов политической деятельности. Однако правильнее будет сказать, что полити­ческая система предполагает наличие как определенного комплекса отношений, так и — в первую очередь — струк-


тур, институциональной инфраструктуры, на основе кото­рых могут развертываться эти роли и отношения. Как под­черкивал известный американский социолог Т. Парсонс, структура составляет «анатомию» социальной системы, а функции — ее «физиологию». Это положение в такой же мере верно и применительно к политической системе.

При анализе политических отношений и взаимодействий прежде всего необходимо определить их субъекты. Возьмем, например, нормы и правила политической игры. Можно ли изучать их, взятые сами по себе, т.е. без такого основопола­гающего документа, как конституция, в которой эти нормы и правила законодательно фиксированы? Здесь вопрос, кем и с помощью каких механизмов и инструментов управляется та или иная страна, не менее важен, нежели вопрос, как и между кем осуществляется политическая деятельность в данной стране, кем и как принимаются и реализуются поли­тические решения. Если поставить эти вопросы или один из них перед россиянином, то правильным будет ответ: Прези­дентом РФ и Правительством РФ в тесном сотрудничестве и взаимодействии с Государственной Думой и Советом Феде­рации, а также судебной властью — при этом руководствуясь федеральной Конституцией. Если задать те же вопросы аме­риканцу, то ответ, очевидно, будет аналогичным: президен­том страны в тесном сотрудничестве и взаимодействии с конгрессом и верховным судом в соответствии с основопо­лагающими положениями конституции.

Разные политические системы отличаются друг от друга прежде всего наличием или отсутствием тех или иных ин­ститутов, их конфигурацией, характером структурных взаи­моотношений, выполняемых ими функций и т.д. Можно сказать, что без соответствующего прояснения вопроса об анатомии и институциональных субъектах политической системы не может быть и серьезного разговора о целях и функциях политической системы, условиях и принципах распределения и реализации политической власти и о мно­гих других ключевых проблемах политической науки.

Система состоит из структуры и взаимодействующих друг с другом институтов и учреждений. Речь идет прежде всего об институтах, механизмах и органах управления, руковод­ства и координации политической жизни страны. О струк­турных составляющих государства мы уже говорили ранее. В политической системе помимо них немаловажное место за­нимают партии и связанные с ними организации, объедине-





ния, союзы, комитеты политического действия, институты и механизмы реализации политического процесса, принятия политических решений и т.д. Они во многом определяют жизнеспособность и функционирование политической сис­темы. Более того, современные политические системы не­мыслимы без партий и связанных с ними институтов.

Особое значение среди институтов политической систе­мы имеют партии. О партиях и партийных системах более подробно речь пойдет ниже. Здесь отметим лишь то, что главная функция партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, соци­альных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес, путем сведения этих интересов к единому знаменателю. Существенную роль в современной демократической политической системе играют также изби­рательная система и механизм выборов должностных лиц на государственные должности на различных уровнях государ­ственной власти. Именно они служат средством реализации таких основополагающих принципов демократии, как поли­тическое представительство, плюрализм интересов, гаран­тия народного суверенитета и др.

Политическая система характеризуется единством и тес­ной взаимосвязанностью ее составных частей. Это, в свою очередь, предполагает вертикальную и горизонтальную со­гласованность ее структурных элементов.

Необходимо учесть, что структура — это некоторая абст­ракция, основанная на некоем ранжировании институтов и отношений. Однако остается вопрос о принципах и формах этого ранжирования. Оно устанавливается в соответствии с действующими писаными или неписаными конституциями. Составные элементы структуры располагаются в порядке иерархического соподчинения низших уровней высшим: вышестоящие уровни призваны командовать или управлять, нижестоящие — подчиняться и выполнять. Поэтому поли­тическая система характеризуется как иерархическая, верти­кальная, централизованная, гомогенная.

Политическая система располагает определенной сово­купностью «правил игры», реализуемых в процессе взаимо­действия и функционирования ее институтов. Эти правила и отношения формируются и действуют в более широком кон­тексте мира политического. То же самое можно сказать о по­литическом поведении, политической культуре, политичес­кой этике и других составных элементах и атрибутах мира политического.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: