Главная линия разграничения между государственной властью и местным самоуправлением определяется масштабами прав, полномочий и ответственности, которыми они наделены. В большинстве стран с демократической политической системой такое разграничение осуществляется путем Децентрализации властных структур и введения принципа субсидиарное™, в соответствии с которым происходит раз-Деление прав, управленческих функций и ответственности
между общенациональным, региональным и местным уровнями. Этот принцип предусматривает передачу нижестоящими уровнями управленческой вертикати вышестоящим уровням лишь тех функций, которые они не способны эффективно осуществлять сами.
Проведение такой линии затрудняется существованием множества вопросов, имеющих жизненно важное значение как для государства в целом, так и для местных общин. Дополнительную сложность этому вопросу придает также тот факт, что в результате широкомасштабных социальных, экономических, политических и иных изменений, происходивших на протяжении всего XX в., государство вынуждено было взять на себя более широкие функции по реализации крупных социальных программ помощи неимущим слоям населения, инвалидам, безработным. Во многом это было обусловлено тем фактом, что по мере увеличения финансовых расходов на решение тех или иных проблем местного значения органы местного самоуправления вынуждены были обращаться к центральным властям за помощью. Это имело своим результатом возрастание роли центрального правительства в решении этих проблем, усиление его контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
|
|
Однако наблюдалась и обратная тенденция расширения роли местных органов в решении тех или иных задач, поскольку ряд общегосударственных задач невозможно было решать без самого активного участия местных властей. Иначе говоря, на протяжении XX в. шел двуединый процесс, с одной стороны, расширения роли местного самоуправления в обеспечении интересов населения соответствующих муниципальных образований, с другой стороны, расширения функций государства в решении местных проблем.
В круг полномочий местного самоуправления входят все те вопросы, которые не отнесены к компетенции государственных органов федерального и регионального уровней и относятся непосредственно к сфере жизнеобеспечения соответствующего муниципального образования. Такой подход получил отражение в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ст. 6 которого отмечается, что «муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти».
|
|
К этому кругу вопросов относятся регулирование и управление социальной и экономической жизнью людей на местах; жилищно-коммунальное обслуживание населения; обеспечение должного уровня народного образования и здравоохранения; обеспечение нормального функционирования муниципальных больниц и родильных домов, муниципальных библиотек, детских садов и спортивных площадок; предоставление медицинской помощи бездомным, домам престарелых и лицам, нуждающимся в специальном уходе; благоустройство улиц, парков, кинотеатров, театров и других общественных мест, уборка мусора и т.д.
В компетенцию органов местного самоуправления входят также выдача лицензий на право торговли; установление правил торговли; выделение земельных участков под строительство; выдача разрешений или запрета на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций и т.д. В некоторых странах, таких как США, Канада, Франция, муниципалитеты имеют собственную муниципальную полицию.
Для выполнения своих полномочий и функций местное самоуправление нуждается в соответствующих финансовых средствах. Поэтому естественно, что в его обязанности входят обеспечение доходной базы местного бюджета и распределение денежных средств по соответствующим статьям в пределах бюджета. Эта база формируется за счет местных налогов (муниципальный подоходный налог, налог с земли, налог с доходов компаний, налог с собственности и т.д.), различных дотаций, субсидий, трансфертов, поступающих из бюджетов центрального правительства и правительств регионов.
Что касается института местного самоуправления в Российской Федерации, то оно в настоящее время находится на начальной стадии формирования и развития, и было бы преждевременно говорить о его разграничении по вертикали от государственной власти и утверждении как самостоятельной системы управления делами местных сообществ. Пока что не развита муниципальная инфраструктура, большинство муниципальных образований находятся в бедственном финансовом положении, не разработаны сколько-нибудь эффективные механизмы предоставления им федеральным Центром трансфертов и иной финансовой помощи и т.д. Другими словами, перед органами местного самоуправления, пока что не имеющими необходимого опыта реализации возложенных на них Конституцией Российской Федерации Функций, стоит множество сложнейших вопросов, которые они пока еще не в состоянии решать самостоятельно.
Тема 11. ДЕМОКРАТИЯ: ПРИНЦИПЫ, УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ
В политической литературе, да и в публицистике тоже, а также средствах массовой информации редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как понятие «демократия». Трудно также назвать проблему, которая привлекала бы столь пристальное внимание исследователей, как проблема демократии. Эта проблема необъятна по своим масштабам, и естественно, что ее подача в учебном курсе политической науки сопряжена с большими трудностями. В данной теме основное внимание уделяется анализу основополагающих принципов демократии.
11.1. Понятие демократии: истоки и содержание
Основные факторы и этапы формирования и эволюции либерально-демократической системы правления и идей демократии в целом совпадают с важнейшими вехами формирования и эволюции гражданского общества и правового государства. Более того, эти три компонента в совокупности составляют основу либерально-демократической общественно-политической системы. Она связана с утверждением и легитимизацией в процессе капиталистического развития новой по сравнению со Средневековьем системы миропонимания, где свободный индивид признается в качестве самостоятельной единицы социального действия. В этом контексте либерализм, особенно на начальном этапе, внес наибольший вклад в формирование и утверждение демократической формы правления и правового государство. Поэтому и принято говорить о либеральной демократии.
|
|
Однако современная демократия отнюдь не сводится к либерализму, поскольку в ее формирование значительный вклад — особенно в XX в. — внесли и другие идейно-политические течения, например консерватизм и социал-демо-
кратизм. Демократия имеет длительную и древнюю историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции — с другой. Термин «демократия» происходит от греческого слова Demokratia, состоящего, в свою очередь, из двух слов demos — народ и kratos — власть, правление. Обращает на себя внимание многозначность и неопределенность самого понятия «демократия». Как утверждал П.И. Новгородцев в 1923 г., понятие демократии «принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической теории». Нельзя сказать, что этот вопрос окончательно решен в наши дни, когда демократия стала велением времени и весь мир как будто стал на ее рельсы.
В настоящее время термин «демократия» используется в нескольких значениях. Во-первых, в своем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия.
Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической, демократией.
|
|
В-третьих, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Это либеральная, или конституционная, демократия.
В-четвертых, термин «демократический» часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называют социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.
Можно привести еще ряд других значений понятия «демократия», но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в неправомерности его какого бы то ни было однозначного толкования.
В западной политической традиции возникновение идей демократии ассоциируется с городами-государствами древней Греции. Платон и Аристотель в своих изысканиях по систематической теории политики характеризовали демократию как один из пяти или шести главных типов правления. Греческую историю в период ее расцвета можно рассматривать как историю борьбы между демократическими и олигархическими государствами, наиболее ярко выраженными представителями которых выступали Афины и Спарта.
Древнегреческая демократия во многих своих аспектах существенно отличалась от демократии наших дней. Она представляла собой прежде всего систему прямого правления, при которой весь народ, а точнее, совокупность свободных граждан, составлял как бы коллективного законодателя и в которой не была известна система представительства. Такое положение стало возможным в результате ограниченных размеров древнегреческого государства, охватывающего, как правило, город и прилегающую к нему сельскую территорию, население которых крайне редко превышало 10 тыс. граждан. В древних демократических городах-государствах каждый гражданин был наделен правом участвовать в принятии решений, касающихся их жизни и деятельности. Значительная часть граждан в течение своей жизни так или иначе занимала один из множества существовавших в городе-государстве выборных постов. Не было разделения между законодательной и исполнительной властями: обе эти ветви были сосредоточены в руках активных граждан. Политическая жизнь характеризовалась большой активностью граждан, которые живо интересовались всеми сторонами и аспектами процесса управления. Прямая демократия такого рода рассматривалась в качестве идеальной формы многими мыслителями Нового времени. Референдум и гражданская инициатива, сохранившиеся в конституциях ряда стран (например, Швейцарии), можно рассматривать как элементы прямой демократии, унаследованные от прошлого представительной демократией.
Другое важное отличие античной демократии от демократии современной состояло в трактовке категории равен-
ства. Античная демократия не только была совместима с рабством, но и предполагала его в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя разработке и решению общественных проблем. Современные же демократии не признают в политической сфере каких бы то ни было различий и привилегий, основанных на социальном происхождении, классе, расе и поле.
Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея о прирожденных неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность есть основа индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни.
Несомненно, необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Однако она не может быть соответствующим образом реализована там, где нет реального выбора в социальной и экономической сферах. Рыночная система и свободная конкуренция, как показывает мировой опыт, обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы. Но в то же время неудачливые и непривилегированные слои населения также должны пользоваться материальными благами, они не должны оставаться на обочине общественной жизни.
Поэтому неудивительно, что по мере развития капитализма в конце XIX в. и в XX в. принципы индивидуализма, свободного рынка значительно модифицировались, роль государства в жизни общества возросла. Основополагающее значение, начиная с великого экономического кризиса 1930-х гг., получила система кейнсианства, построенная на постулате о необходимости усиления роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, о необходимости и возможности преодоления социальных конфликтов посредством обеспечения с помощью государственного вмешательства сносных условий жизни для всех слоев населения. Такую цель предлагалось осуществить путем реализации Программ социальной помощи неимущим категориям населения, принятия мер, направленных на решение проблем безработицы, и т.д.
I
Другими словами, в демократическом государстве поли- ] тические права дополняются социальными правами, предусматривающими предоставление всем членам общества принятого в данном обществе минимума материальных благ. Социальные программы становятся неотъемлемой частью правового государства. Более того, правовое государство приобретает форму государства благосостояния.