Конституционные основания демократии

Демократический характер политической системы опре­деляется тем или иным основополагающим документом, прежде всего в форме конституции, которая фиксирует граж­данские свободы и права человека, плюрализм, договорную систему и принцип представительства. Важное значение для развития демократической теории имело формирование и утверждение идеи о необходимости ограничений политичес­кой власти для того, чтобы правительство реализовало свои основные функции обеспечения общего блага.

Принцип конституционного правления, который прошел сложный и длительный путь формирования и эволюции, стал в некотором роде материальным воплощением идеи ог­раничения правительства в рамках народного согласия. Что же такое конституционное правление и конституция? Гово­ря о «конституции государства», Аристотель имел в виду его сущностное содержание, или структуру. В аналогичном духе говорилось о «конституции человека».

В таком широком смысле любое государство имеет свою «конституцию». У древних греков конституция (Politea) озна­чала форму правления, следовательно, считалось, что все Шесть форм правления, которые выделял Аристотель, имели Конституции. Причем конституция, по представлениям ан-'Ичных мыслителей, включала не только абстрактный остов системы управления, но и некий этос (или дух), скрепля-^Щий этот остов, наделяющий его живой плотью.

Конституция, независимо от ее формы, включает принци-пы организации, законы, правила, нормы, регулирующие дея-

 

4 ПОЛИТОЛОГИЯ


I


тельность государства. В узком смысле, когда говорят, напри­мер, о конституционном режиме, то имеется в виду, что этот режим или правительство подлежит определенным ограниче­ниям и действует в соответствии с установленными правилами и нормами, а не произвольно, по своему усмотрению.

Под «конституционализмом» понимается также комп- ' леке теорий или идей, характеризующих и обосновывающих конституционные принципы. С самого начала конституция была призвана поставить закон выше личности правителя, кем бы он ни был. Главная идея конституции — это разделе­ние и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Заслугу отцов-основателей американской консти­туции лорд Эктон видел в том, что им удалось решить про­блему, которая веками волновала многих политических фи­лософов и мыслителей. Суть этой проблемы состояла в следующем: как наделить государство достаточными власт­ными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффективность управления, и в то же время ограничить эти полномочия, с тем чтобы исклю­чить незаконное ущемление гражданских свобод?

Конституция определяет горизонтальное и вертикальное распределение прерогатив между различными ветвями и уровнями власти, фиксируя то, какие органы или ветви осу­ществляют соответственно законодательные, исполнитель­ные и судебные функции, как они формируются, как взаи­модействуют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются. Тем самым конституция четко очерчивает рамки и формы кол­лективной политической борьбы, смены правительства, вза­имодействия правительства и оппозиции, принятия полити­ческих решений и т.д.

В этом пункте вопрос о конституционализме соприкаса­ется со сферой демократии и демократических институтов. И это естественно, поскольку в наши дни конституционное правительство — это по своей сути демократическое прави­тельство. Почти все писаные конституции содержат декла­рацию относительно основных органов и ветвей власти, воз­лагаемых на них властных прерогатив, того, как они связаны друг с другом и как они сдерживают и ограничивают дрУг друга.

В случае, когда та или иная страна не имеет писаной кон­ституции, важнейшие институты правления устанавливают­ся исторически, так же утверждаются их прерогативы #


рамки. Знаменитое выражение Наполеона о том, что кон­ституция должна быть «краткой и туманной», отражает ре­альность эпохи, в которой конституции являются сводами правил с широкими потенциальными возможностями для злоупотреблений. В современных условиях жизнеспособ­ность конституции измеряется пределами, в которых она обеспечивает эффективное функционирование таких фунда­ментальных институтов власти, как суды, законодательные собрания, исполнительные органы, политические партии и т.д.

Конституция обеспечивает необходимый уровень и осно­ву легитимизации государственного правового порядка. Лю­бая конституция, заслуживающая этого названия, включает в себя следующие основополагающие положения: правле­ние закона, конституционные права, реализация которых обеспечивается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов. Конституция должна четко очертить формы и рамки политической борьбы.

Демократическая конституция выполняет три основопо­лагающие функции: 1) выражение согласия народа, в силу которого устанавливается само государство; 2) фиксация оп­ределенной формы правления; 3) предоставление и одно­временно ограничение властных полномочий правитель­ства.

Например, английская конституция (большей частью не­писаная) представляет собой, по сути, общую сумму влас­тных полномочий, которыми, как считает палата общин, в качестве представителя народа в рамках доктрины о полно­властии парламента она владеет. Эта «сумма» меняется в за­висимости от конкретного периода.

Конституция федеральной республики (например, Рос­сийской Федерации) включает сумму определенного пе­речня властных прерогатив, от которых составляющие феде­рацию субъекты отказались и передали центральному прави­тельству. Субъекты федерации также приняли собственные конституции, в соответствии с которыми они пользуются всей полнотой власти во всех вопросах кроме тех, решение которых они делегировали центральному правительству.

Унитарные государства имеют конституции, представля­ющие собой не просто перечень властных полномочий, а свод общих политических принципов, оставляющих широ­кое поле для маневра законодательной и исполнительной Ветвям власти.








Конституция фиксирует фундаментальные принципы политического устройства, а не постоянно меняющиеся за­коны. Этим принципам подчиняются все законы государства и действия правительства, которые должны согласовываться с конституционными нормами. В этом смысле конституцию можно рассматривать как своеобразную узду на политичес­кую власть, призванную не допустить неограниченного гос­подства последней над обществом и людьми. В этом контек­сте конституция дополняет существующие в обществе противовесы власти, такие как общепринятые морально-эт­нические правила и нормы системы ценностей, промежу­точные институты (семья, община, церковь, заинтересован­ные группы и др.).

Иначе говоря, ограничения составляют краеугольный ка­мень конституционализма, и поэтому та или иначе система ограничений занимает центральное место в любой консти­туции, заслуживающей этого названия. Утверждение тех или иных специфических путей и средств реализации прави­тельственных действий уже по самому своему факту запре­щает другие пути и средства. Но конституции, как правило, идут дальше и ограничивают власть, устанавливая пределы прерогатив правительства и фиксированные процедуры, по которым оно действует.

Разумеется, нет и не может быть совершенной демокра­тии, однако, несмотря на все ее недостатки, — это самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. У. Черчилль говорил, что «демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных». Демократическая форма правления действительно характе­ризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Но при всем том человечество еще не придумало более эффективной и вместе с тем более соответствующей воле большинства членов общества и одновременно духу свободы личности форму правления.

Достоинства демократии могут быть сомнительны, но поро­ки диктатуры самоочевидны. Очевидны относительность, вре­менная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще бо­лее серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.


Демократия есть прежде всего фундаментальная установ­ка, своего рода шкала ценностей, определенная концепция человека и его места в обществе. В некотором смысле демок­ратия представляет собой также образ жизни, базирующий­ся на фундаментальном постулате о равенстве всех людей перед законом и праве каждого члена общества на жизнь, свободу и частную собственность.

Что касается современных условий парламентской де­мократии, всеобщего голосования, плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного рода заинтересованные группы, то очевидно, что ни одно прави­тельство не может завоевать власть без согласия и доброй воли большинства избирателей. Здесь состояние умов обще­ства, социально-психологический климат, общественное мнение имеют немаловажное значение.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: