Идеология и религия в политической культуре

Своеобразной «скрепой» политической культуры является политическое мировоззрение, в котором центральное место занимает идеология. Подчас идеологические мотивы окра­шивают многие политические проблемы, касающиеся авто­ритета, власти, властных отношений. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми, объяснять, обосновывать, оправдывать по­литические реалии или создавать в отношении них крити­ческий настрой. И все же идеология не тождественна поли­тической культуре и не может подменять ее. В одной и той же политической культуре может существовать несколько взаимно дополняющих или конфликтующих друг с другом идеологий и идейно-политических течений.

Особую роль в формировании и функционировании по­литических культур играет религия. Многие базовые идеи, ценности, нормы, связанные с религией, составной частью включаются в политическую культуру той или иной нации, страны, народа. Это объясняется тем, что религия, будучи частью национальной и исторической традиции данного на­рода, в значительной мере формирует его культурное насле­дие и соответственно не может не отразиться и на характере политической культуры.

Нередко само рождение того или иного государства, его вступление на общественно-историческую арену обосновы­вается ссылками на Божественное провидение, что подкреп­ляется аргументами из Библии, особенно из тех ее глав, где



говорится, что Бог не только правит миром, но и избирает из среды всех народов один, наделяя его своей благодатью. Крайние формы подобной мифологизации собственной ис­тории характеризуются тем, что сторонники идеи превос­ходства своей нации отводят другим народам и странам роль фона, на котором разворачивается история богоизбранного народа.

История дает много примеров, свидетельствующих о том, что идея величия и богоизбранности была присуща каждому великому народу, особенно в период его восхождения, подъема нации. Не миновала она и русский народ. Так, ав­тор «Сказания о князьях Владимирских», поведав о преем­ственности мировых монархий от древнейших царств до Римской империи, выводил основы современной ему власти от римского императора Августа. Как доказывал автор ска­зания, Русь является законной наследницей всех древних мировых монархий, а Рюрик — родоначальник династии Рюриковичей, правивших Русью до восхождения на престол династии Романовых, ведет свой род от самих римских им­ператоров. В XVI в. старцем Филофеем, монахом Елизарова монастыря, развивается идея Москвы как третьего Рима — наследницы Рима и Константинополя, столицы Восточной Римской империи.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграла православ­ная церковь в формировании и укреплении российского го­сударства, расширении его границ, защите независимости. Она была для русских людей духовной опорой, помогала им противостоять мусульманскому Востоку и натиску католи­ческого Запада, угрожавших религиозному и государствен­ному существованию России. Религия часто использовалась для обоснования власти и притязаний сначала русских кня­зей, а затем и московских царей.

Пропагандируя грандиозную концепцию, рассматривав­шую Москву как «новый вечный город, наследницу Рима и Константинополя», церковная иерархия давала царям на­ставления об их священном долге превратить Московию в «новую христианскую империю». Эта доктрина сыграла не­маловажную роль в утверждении многонациональной Рос­сийской империи на бескрайних просторах евразийского

континента.

Многие исследователи прямо связывают республикан­ские и демократические институты Америки с характером верований американского народа. Как утверждал известный


французский историк А. де Токвиль, церковь была в Амери­ке истинной школой республиканских добродетелей. По его словам, колонисты «принесли в Новый Свет христианство, которое я не могу лучше характеризовать, как назвав его де­мократическим и республиканским. Это обстоятельство необыкновенно благоприятствовало установлению респуб­лики и демократии в общественных делах». Из путешествия в Америку де Токвиль вынес уверенность в том, что нравы в большей степени, чем законы или физические обстоя­тельств, способствовали успеху американской демократии, нравы же коренятся в религии.

Пройдя в той или иной форме через историю почти всех существующих на земле народов, идея «божественного пре­допределения» способствовала их консолидации в самые трудные для них времена.

Следует сказать, что религиозный и социокультурный традиционализм часто идут рука об руку с социально-фило­софским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила источником традиционных ценностей. В конце концов, религия тесно связана с культурной традици­ей, она составляет часть образа жизни народа. Когда этот образ жизни подвергается опасности, его религиозные и мо­ральные компоненты оказываются теми опорами, которые защищают общество в целом, а вместе с ним и существу­ющую политическую систему от полного разрушения.

Приверженность к религиозным ценностям зачастую пе­ревешивала в прошлом, а в некоторых странах продолжает перевешивать и сейчас социально-классовые ориентации. Именно влияние церкви, религии на общественное созна­ние и соответственно на политическую культуру обусловило возникновение во многих странах Западной Европы клери­кальных партий. Роль и значение этих партий нельзя оце­нить однозначно. Среди них были и есть партии консерва­тивной и даже реакционной политической ориентации, но были и есть такие, которые выступали с позиций социально­го реформизма (например, социальное христианство). В наши дни религиозная окраска помогла Христианско-де-мократическому союзу в ФРГ, Христианско-демократичес-кой партии в Италии, конфессиональным партиям других стран привлечь на свою сторону многих верующих из всех слоев населения.

Зачастую религиозные ценности, особенно в условиях эрозии осевой идеи или осевого идеала, лежащего в основе





цивилизации, оказывают на значительные массы людей об­лагораживающее воздействие. Они удерживают их от отчая­ния и безысходности, позволяют сохранить в сознании че­ловека такие немеркнущие общечеловеческие заповеди, как «не убий», «не кради», «люби ближнего своего».

В периоды социально-политических неурядиц и потрясе­ний, в смутные времена, когда люди волею исторических су­деб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жиз­ни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят в религии утешение и убежище. На­глядное представление об этом дает всплеск интереса к религии, рост религиозного сознания в нашей стране. Вот почему при изучении политической культуры нельзя игно­рировать религиозное начало как важный фактор полити­ческой социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: