Составляющие политической культуры

Политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих поколений политические идеи и концепции, призванные объяснить характер и нормы взаимодействия раз­личных общественно-политических институтов, политические традиции, убеждения и действующие нормы политической практики. В ее структуру входят также ориентации и установки людей в отношении существующей политической системы в целом, ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений человека, общества и государства. Эти эле­менты обусловлены социально-экономическими, националь­но-культурными, общественно-историческими и другими дол­говременными факторами, поэтому они характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, медленно поддаются изменениям в процессе глубоких сдвигов в общественной жизни.

Политическую культуру можно рассматривать как ценно­стно-нормативную систему, которую разделяет большинство населения. Она включает базовые убеждения, ориентации, символы, обращенные на политическую сферу. Политичес­кая культура охватывает как политические идеи, ценности, установки, так и действующие нормы политической прак­тики. Что вкладывают люди в понятия суверенитета и прав­ления закона, какие социально-политические институты рассматривают каклегитимные — все это определяется нор­мами политической культуры.

Политическая культура в определенном смысле задает некие рамки, в пределах которых члены общества принима­ют законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с действующими «правилами игры». Эти рамки сами по себе также составляют важнейший компонент политической культуры.

Цементирующим элементом политической культуры сле­дует считать политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения индивида, отдельной группы или иной социальной общности. Господствующая в обше-


стве система мировоззрения, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом оказывают большое влия­ние на характер политических ориентации, симпатий и ан­типатий людей.

Тесная связь существует между политическими поведе­нием и политической культурой. Политическая культура реализуется через политическое поведение. Хотя политичес­кая система и политическая культура составляют самостоя­тельные подсистемы мира политического, тем не мене про­вести между ними четкую разделительную линию весьма трудно —- они существуют в тесном взаимодействии.

Например, либерально-демократическая система харак­теризуется наличием в обществе множества социальных групп и слоев, организаций, объединений, заинтересован­ных групп, религиозных, профессиональных, молодежных и иных ассоциаций, клубов, отстаивающих свои интересы во взаимных конфликтах, столкновениях и сотрудничестве друг с другом. Такое положение получило название «соци­альный плюрализм». В политической сфере плюрализм проявляется в наличии множества партий и институтов, в существовании разных идейно-политических ориентации, установок, идеологических течений и направлений.

В системе ценностей, ориентации, установок, стереоти­пов, составляющих политическую культуру, центральное ме­сто занимают те из них, которые способствуют формирова­нию и сохранению политической системы. Чем большее число людей руководствуется позитивными ценностями и установками в отношении существующей политической си­стемы, чем выше степень согласия между социальными группами, тем выше стабильность и жизнеспособность об­щества. Даже Римская империя в период ее расцвета осно­вывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле ее подданных.

Однако в политическую культуру входят не только широ­ко разделяемые в обществе ценности, убеждения, нормы и символы, ориентированные на поддержку существующей политической системы, но и такие, которые предполагают ее изменение. Зачастую сам факт существования последних служит важным показателем сущности и тенденций разви­тия той или иной политической культуры и политической системы в целом. Поэтому большое значение имеет также анализ расхождений в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. В противном





случае совершенно невозможно было бы объяснить такие важнейшие явления в истории разных стран, как левый и правый варианты радикализма, приверженцы которых и в наши дни продолжают выступать за изменение сложившего­ся там политического и социально-экономического строя. Непонятно было бы также и существование в нашей стране различных позиций по вопросам, касающимся реформиро­вания экономики, политической системы, сфер образова­ния и здравоохранения, армии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: