Политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих поколений политические идеи и концепции, призванные объяснить характер и нормы взаимодействия различных общественно-политических институтов, политические традиции, убеждения и действующие нормы политической практики. В ее структуру входят также ориентации и установки людей в отношении существующей политической системы в целом, ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений человека, общества и государства. Эти элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими долговременными факторами, поэтому они характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, медленно поддаются изменениям в процессе глубоких сдвигов в общественной жизни.
Политическую культуру можно рассматривать как ценностно-нормативную систему, которую разделяет большинство населения. Она включает базовые убеждения, ориентации, символы, обращенные на политическую сферу. Политическая культура охватывает как политические идеи, ценности, установки, так и действующие нормы политической практики. Что вкладывают люди в понятия суверенитета и правления закона, какие социально-политические институты рассматривают каклегитимные — все это определяется нормами политической культуры.
|
|
Политическая культура в определенном смысле задает некие рамки, в пределах которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с действующими «правилами игры». Эти рамки сами по себе также составляют важнейший компонент политической культуры.
Цементирующим элементом политической культуры следует считать политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения индивида, отдельной группы или иной социальной общности. Господствующая в обше-
стве система мировоззрения, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом оказывают большое влияние на характер политических ориентации, симпатий и антипатий людей.
Тесная связь существует между политическими поведением и политической культурой. Политическая культура реализуется через политическое поведение. Хотя политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы мира политического, тем не мене провести между ними четкую разделительную линию весьма трудно —- они существуют в тесном взаимодействии.
Например, либерально-демократическая система характеризуется наличием в обществе множества социальных групп и слоев, организаций, объединений, заинтересованных групп, религиозных, профессиональных, молодежных и иных ассоциаций, клубов, отстаивающих свои интересы во взаимных конфликтах, столкновениях и сотрудничестве друг с другом. Такое положение получило название «социальный плюрализм». В политической сфере плюрализм проявляется в наличии множества партий и институтов, в существовании разных идейно-политических ориентации, установок, идеологических течений и направлений.
|
|
В системе ценностей, ориентации, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают те из них, которые способствуют формированию и сохранению политической системы. Чем большее число людей руководствуется позитивными ценностями и установками в отношении существующей политической системы, чем выше степень согласия между социальными группами, тем выше стабильность и жизнеспособность общества. Даже Римская империя в период ее расцвета основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле ее подданных.
Однако в политическую культуру входят не только широко разделяемые в обществе ценности, убеждения, нормы и символы, ориентированные на поддержку существующей политической системы, но и такие, которые предполагают ее изменение. Зачастую сам факт существования последних служит важным показателем сущности и тенденций развития той или иной политической культуры и политической системы в целом. Поэтому большое значение имеет также анализ расхождений в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. В противном
случае совершенно невозможно было бы объяснить такие важнейшие явления в истории разных стран, как левый и правый варианты радикализма, приверженцы которых и в наши дни продолжают выступать за изменение сложившегося там политического и социально-экономического строя. Непонятно было бы также и существование в нашей стране различных позиций по вопросам, касающимся реформирования экономики, политической системы, сфер образования и здравоохранения, армии.