Человек с позиции философии

О происхождении человека

Первая концепция характеризуется тем, что исходит из закономерного развития природы, ведущего к появлению человека, который рассматривается как продукт естественной эволюции неживого, а затем и живого вещества. Эта концепция опирается на эволюционную теорию Ч. Дарвина (1809-1882), опубликовавшего в 1859 г. свою знаменитую работу «О происхождении видов», ставшую основой естественно-научного истолкования происхождения человека, и в настоящее время, значительно видоизменившись под влиянием новейших достижений в области молекулярной биологии и генной инженерии, разделяется большинством ученых.

Весьма примечательно, что у человека поразительно большое генетическое сходство не только с высокоразвитыми живыми существами, но и с простейшими. В частности, с шимпанзе ¾ на 98%, с крысой ¾ на 80 и даже с бананом ¾ на 50%.

Следует отметить, однако, что сторонники «естественного» подхода могут придерживаться как земного (например, в случае с дарвинистами), так и космического происхождения человека.

Вторая концепция выводит человека из сверхприродного начала,рассматривая его, например, как результат творения Бога или космического Разума. И хотя эта концепция уступает первой по доказательности с позиции современного естествознания, с точки зрения философии она имеет такое же право на существование, как и концепция естественно-научного происхождения человека, ибо ни та, ни другая не дают безусловных и окончательных рационально обоснованных доказательств.

Мы еще вернемся к собственно философскому взгляду на человека и покажем, что сколько бы философия ни занималась им, она не может знать о нем все и считать это знаниеистиной в последней инстанции. Теперь же заметим, что размышлять о себе, как и об окружающем мире, человек начал задолго до возникновения философии. Но и затем, с появлением «любомудрия», тема человека далеко не сразу оказалась в центре философского внимания.

По мере накопления и развития знаний о природе, окружающей человека, возрастал и его интерес к самому себе, обнаруживались все новые и новые особенности человеческого бытия, открывавшие еще более широкие просторы для исследований в этой области. Причем наибольший философский интерес к человеку обычно возникал тогда, когда за исторически короткое время происходили серьезные и глубокие перемены в общественной жизни, когда под напором революционных преобразований рушились прежние представления и устои, составлявшие основу сложившихся человеческих отношений. В такие периоды философия снова проявляла повышенный интерес к извечным вопросам о сущности человека, его предназначении, роли и ответственности за происходящие события. Таким образом, наряду с онтологией, гносеологией, этикой, эстетикой и другими разделами философии постепенно формировалась область знаний о человеке, где он не только анализировался с различных сторон, но и рассматривался в его взаимосвязях с общественными, природными и космическими процессами.

Что можно утверждать достоверно?

Так что же положительного накоплено за многие столетия в этой области знаний? Есть ли прогресс в понимании человека? И можно ли назвать хоть какие-то бесспорные достижения в области философии и науки, касающиеся определения человека, раскрывающие его сущностные характеристики?

Если суммировать многовековые усилия в познании человека и выделить то, что может считаться окончательно решенным, наберется не так уж и много бесспорного. В ряду того, что не вызывает сомнения, следует назвать прежде всего тот факт, что появление человека неразрывно связано с развитием жизни на Земле, имеющей и свое начало, и определенную историю. Так, известные всему миру антропологи, биохимики и генетики ¾ участники конгресса, организованного в 1982 г. Папской академией наук в Ватикане, пришли к общему мнению, опираясь на современное естествознание, что между человеком и животным миром существуют родственные связи.

Можно считать доказанным, что человек и окружающий его мир эволюционируют. Это не только подтверждается археологией и геологической историей Земли, но и вытекает из современных представлений о жизни на Земле и эволюционных мировых процессах, объяснение которым дает общепризнанная теория «расширяющейся Вселенной».

Но наука, в особенности генетика, продолжает делать все новые открытия, подчас в корне меняющие наши прежние представления. Так, вслед за клонированием, позволяющим производить биологические копии живых существ, генетики, если верить последним сенсационным публикациям, подошли к тому, чтобы серьезно поколебать опиравшееся прежде только на обыденный опыт вероятностное (индуктивное) умозаключение древних философов, что все люди смертны. В частности, итальянские ученые установили, что процесс старения млекопитающих управляется особым геном, известным как Р66SHC. Им удалось взять этот ген «под контроль» и тем самым увеличить жизнь подопытных животных на 35% по сравнению со средней продолжительностью жизни по популяции.

И тем не менее сегодня с научной точки зрения физическое бессмертие противоречит фундаментальным законам биологии. В соответствии с этими законами жизнь человека ограничена понижающейся способностью клеток размножаться путем деления. В частности, установлено, что зрелый организм человека состоит примерно из 50 000 млрд клеток. «Число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность человеческой жизни (за редкими исключениями) не может превышать 110 лет»5.

Однако наука не стоит на месте, и потому серьезного отношения к себе требуют периодически появляющиеся сообщения о попытках генетиков найти вещество, останавливающее старение клетки, а также установить ген, который управляет выделением этого вещества в организме.

Несомненным результатом научных исследований следует признать и формулировку ряда принципиальных проблем, без решения которых не может быть понимания того, что есть человек, какова его сущность. Важнейшая среди них ¾ происхождение человека, а также установление природы сознания, языка, творчества, морали, духовности и т. п.

Любой, кто берется за осмысление указанных проблем, не может оставить без внимания следующие вопросы.

¨ Что есть жизнь?

¨ Где и когда появился первый человек?

¨ Какова природаФ его духовности?

¨ Что обусловило его появление на Земле?

¨ Есть ли в этом определенная логика, закономерность, фатальная неизбежность, или причиной тому стала какая-то случайность, аномалия, чей-то произвол, прихоть?

¨ Является ли жизнь космическим явлением или протекает только на нашей планете?

¨ Человек ¾ единственное ли это разумное существо во Вселенной?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: