Лекция 2. Теория фирмы

Чикагская школа в экономике отраслевых рынков

Чикагская школа принадлежит преимущественно к теоретическому направлению в экономике отраслевых рынков и основана на применении методов микроэкономического анализа и теории игр для исследования поведения фирм и организации рынков. Одним из основателей этого направления является Дж. Стиглер.

Основным направлением исследований в чикагской школе является анализ проблем экономического выбора на основе теории цен. Это предопределяет и основной предмет исследования, если в гарвардской школе – это различные факторы и взаимосвязи, определяющие развитие отраслевого рынка, то в чикагской школе – это закономерности принятия решений.

Одним из основных вопросов, рассматриваемых представителями данной школы, является исследование воздействия отраслевой политики на структуру рынка и поведение рыночных субъектов. При этом проводится как теоретический анализ, так и эмпирическая проверка полученных результатов.

Большое развитие в рамках чикагского направления в экономике отраслевых рынков получило исследование особенностей функционирования квазимонопольных рынков, под которыми понимаются рынки, характеризующиеся наличием монопольной власти при низком уровне концентрации продавцов (как правило, такие рынки возникают в результате доминирования одного из продавцов или вступления продавцов в сговор). В центре исследования таких рынков лежит выявление причин и процессов, способствующих появлению монопольной власти.

Исследования в рамках чикагского направления применяют результаты теории трансакционных издержек (Р. Коуз) и теории квазиконкуретных рынков (Баумоль, Демсец и др.).

Трансакционные издержки ограничивают возможности ценовой конкуренции между фирмами, воздействуя, таким образом, на рыночную структуру.

Теория квазиконкурентных рынков основана на исследовании рынков, характеризующихся небольшим числом фирм и открытым входом для новых конкурентов. В центре внимания этой теории лежит исследование связи между наличием барьеров входа и поведением существующих в отрасли фирм.

Основными субъектами отраслевого рынка выступают фирмы.

Отличительные характеристики фирмы по сравнению с другими хозяйствующими субъектами:

  • Это крупная, организационно оформленная единица;
  • Фирма является самостоятельным юридически независимым агентом;
  • Фирма выполняет особую функцию: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг, т.е. является инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования;
  • Существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками – прибыли; прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы – либо как главная цель, либо как один из критериев поведения.

Современная теория фирмы исследует не только внутренние и внешние аспекты функционирования и существования фирмы в различных условиях, но также затрагивает и институциональные вопросы эффективности экономики.

Наиболее известными современными исследователями в рамках теории фирмы являются Милгром и Робертс (1988), Харт (1989), Холмстром и Тироль (1989).

Основные проблемы, рассматриваемые в теории фирмы, поднимались уже в первой половине XX века (например, Найт Ф. (1921), Коуз Р. (1937)).

Проблема существования фирмы была поднята Коузом, указавшим на то, что классическая экономическая теория не дает никаких причин для существования фирмы. Для обоснования существования фирмы Коуз обратился к предложенной им теории трансакционных издержек, минимизация которых выражалась во внутрифирменной организации. Коуз также подверг критике классическое утверждение, что структура фирмы определяется используемыми технологиями.

В 1960-х гг. в экономических исследованиях получила широкое развитие проблема «собственник-управляющий» (Principal-Agent Problem), состоящая в наличии конфликта интересов собственников фирмы и ее управляющих, поднятая еще в исследованиях Берле и Минса (1933). В этот же период появились исследования, касающиеся ограниченной рациональности экономических субъектов, что рассматривалось в качестве одной из причин существования фирм (Саймон, Марч (1958), а позже Куверт, Марч (1963)).

В качестве самостоятельного раздела экономической теории теория фирмы сформировалась в 1970-х гг. (исследования Уильямсона (1971, 1975), Алчеана и Демсица (1972), Росса (1973), Эрроу (1974), Дженсена и Меклинга (1976) и Нельсона и Уинтера (1982)).

В настоящее время в теории фирмы можно выделить три основных направления:

1) неоклассическая концепция фирмы;

2) контрактная (институциональная) концепция фирмы;

3) стратегическая концепция фирмы.

Неоклассическая концепция фирмы

В рамках неоклассической теории фирма понимается как хозяйствующий субъект, приобретающий ресурсы на рынке и трансформирующий их в продукцию, реализуемую на рынке. Общим в неоклассическом подходе является максимизация прибыли фирмой при следующих основных допущениях:

1. Прибыль определяется как разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки и налоги.

2. Фирма рассматривается как принимающий решения субъект.

3. Критерием оценки деятельности фирмы как неделимой единицы выступает только один показатель – показатель прибыли.

4. Принимается рациональность всех действий фирмы как экономического субъекта. Это означает, что существует возможность четкого ранжирования альтернатив в зависимости от их результативности и выбора среди них самой подходящей.

5. Фирма обладает полной информацией относительно положения на рынках товаров и факторов производства.

Основное направление исследования поведения фирмы в рамках неоклассического подхода заключается в поиске оптимальных с точки зрения фирмы и с точки зрения общества объемов производства и цен, фирма рассматривается как черный ящик, не учитываются вопросы внутренней организации. (См. микроэкономика!)

Фирма с точки зрения неоклассического подхода (технологической концепции) – это структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. (Горизонтальные границы роста фирмы понимаются двояко – 1). Объем выпуска одного продукта (предел роста однопродуктовой фирмы); 2). Товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства). Субаддитивность издержек – издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров на одной фирме, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм. Субаддитивностью издержек определяются горизонтальные и вертикальные границы фирмы.)

Вертикальные границы фирмы – выбор фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: