double arrow

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы


Классификация издержек фирмы с учетом мобильности факторов производства. Издержки и доход фирмы

При выпуске продукции одни издержки фирмы будут носить постоянный характер, другие — переменный.

ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ — это затраты фирмы па содержание зданий, аренду земли и/или офисных по­мещений, капитальный ремонт, заработную плату руководите- I лей высшего звена, проценты по кредиту, налоги на собствен­ность, страховые выплаты и т. п. Они постоянны в том смысле,

 
 


С

     
 
 
 


0 Q

Рис. 8-1 Постоянные издержки фирмы

что их величина в краткосрочном периоде не изменяется с уве­личением или сокращением объема производства. Более того, постоянные издержки имеют место даже тогда, когда произ­водственные мощности фирмы простаивают и продукция не вы­пускается. Постоянные издержки могут изменяться в кратко­срочном периоде лишь в одном случае — при изменении цен на постоянные ресурсы (повышении налогов на собственность, увеличении страховых выплат или арендной платы, изменении ставок банковского процента и т. д.),

На графике линия постоянных издержек — прямая, парал­лельная оси абсцисс. Она обозначается FC (рис. 8-1). Поскольку с увеличением объема производства постоянные издержки, при­ходящиеся на единицу продукции, будут уменьшаться, кривая средних постоянных издержек будет иметь отрицательный наклон. Средние постоянные из­держки рассчитываются по формуле:




AFC = FC/Q .

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ — это из­держки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, оплату труда наемных работников, расходы на вспомогательные материалы и т. п.

C
В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения объема выпуска в краткосрочном периоде переменные издержки увеличиваются или уменьшаются

С

       
 
   
 

 

 

       
   
 
 


0 Q1 Q 0 Q1 Q

пропорционально выпуску продукции. При нулевой выработке переменные издержки также равны нулю, потому что для того, чтобы ничего не производить, ничего и не требуется, поэтому кривая переменных издержек выходит из начала координат. На начальных стадиях производства переменные издержки рас­тут более быстрыми темпами, чем рост выпуска продукции. По мере достижения оптимальных объемов выпуска (в точке Q1) темпы роста переменных издержек снижаются (рис. 9-2). Одна­ко дальнейшее расширение производства приводит к ускорению роста переменных издержек.

На величину переменных издержек могут оказывать влияние и цены переменных ресурсов.



СРЕДНИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ определяются путем деления переменных издержек на объем производства:

VC
ТС
При достижении оптимального размера производства средние переменные издержки становятся минимальными (рис. 9-3).

C

     
 
 
 


0 Q

Рис. 8-4. Общие издержки фирмы

Средние переменные издержки играют важную роль в анали­зе экономического состояния фирмы: положения ее равновесия и перспектив развития — расширения, сокращения производст­ва или ухода из отрасли.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ — совокупность посто­янных и переменных издержек фирмы (ТС = FC + VC). Графи­чески общие издержки изображаются в результате суммирова­ния кривых постоянных и переменных издержек (рис. 8-4).

СРЕДНИЕ ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ пред­ставляют собой частное от деления общих издержек ТС на объем продукции Q. Иногда средние общие издержки АТС в экономической литературе обозначают как А С:

Средние общие издержки можно также получить путем сложения средних постоянных и средних переменных издержек:

AVC
AC
AC = AFC + AVC.

С

       
   
 
 


0 Q

Рис.8-5. Средние общие, переменные и постоянные издержки

Графически средние общие издержки изображаются сумми­рованием кривых средних постоянных и средних переменных издержек и имеют U-образную форму (рис. 8-5).

Роль средних издержек в деятельности фирмы определя­ется тем, что их сравнение с ценой позволяет установить величину прибыли, которая рассчитывается как разность между общей выручкой и общими издержками. Эта раз­ность позволяет выбрать правильную стратегию и тактику фирмы.



Понятий общих и средних издержек бывает недостаточно для анализа поведения фирмы. Поэтому экономисты используют еще один вид издержек — предельные издержки.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ — это при­ращение общих издержек на производство дополнительной еди­ницы продукции. Категория предельных издержек имеет стра­тегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить их в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки — это та величина, которую фирма может непосредственно контролировать.

АС
МС
C

       
   
 
 


0 Q

Рис.8-6. Предельные и средние издержки

Предельные издержки получают как разность между издерж­ками производства n + 1 единицы и издержками производства n единиц продукта.

Поскольку при изменении объема постоянные издержки FC не меняются, предельные издержки определяются лишь пере­менными издержками в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, математически предельные издержки можно записать так:

где — малое изменение чего-либо;

d— производная, которая в экономике интер­претируется как предельная величина функции. Пер­вая производная функции переменных издержек по выпуску продукции — предельные издержки.

Графически предельные издержки изображены на рис. 9-6.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Каким же дол­жен быть оптимальный объем производства, если фирма ставит задачу максимизации прибыли. Очевидно, для этого нужно знать, прежде всего, цену, по которой фирма может продать тот или иной объем произведенной продукции. Зная цену и объем, можно получить доход фирмы. Максимизация же прибыли достигается при максимизации разницы между совокупным дохо­дом и совокупными издержками.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо прежде всего знать структуру рынка.

Структура рынка — это совокупность элементов, опреде­ляющих функционирование рынка: число компаний, дейст­вующих на рынке, относительный размер этих компаний, технологические и стоимостные показатели, условия спроса, степень открытости рынка.

Все эти параметры определяют состояние и уровень конку­ренции на рынке данных товаров или услуг. Общая теория це­нообразования предполагает существование спектра рыночных структур от совершенной конкуренции на одном конце спектра до чистой монополии на другом. Между ними лежит несовер­шенная конкуренция, при которой возможно существование ряда промежуточных рыночных структур. В общем, рыночные структуры, характеризующиеся несовершенной конкуренцией, делятся на два класса: структуры с монополистической конку­ренцией и олигополию.

Рыночная структура тех или иных товаров или группы това-1 ров определяется рядом факторов. Эти факторы могут быть раз­делены на пять независимых групп:

• число и размер фирм на данном рынке;

• число и характеристика покупателей на рынке;

• характеристики продаваемых товаров (однородность дифференцированность);

• условия входа на рынок и выхода из него;

• возможная экономия, обусловленная увеличением масштаба производства.

Каждая из этих групп более подробно рассмотрена в даль­нейшем.

Сначала предположим, что фирма осуществляет свою дея­тельность в условиях совершенной конкуренции. Это такая рыночная структура, когда на каждую фирму приходится незна­чительная доля рынка данной продукции. Предполагается так­же, что продаваемая продукция характеризуется однородностью (стандартностью). Для соблюдения условий совершенной кон­куренции необходимо также, чтобы имелась свобода доступа па рынок, т. е. чтобы новые фирмы могли без всяких препятст­вий войти в рынок тогда, когда существует возможность полу­чить на нем прибыль, превышающую издержки на оплату фак­торных доходов (заработной платы, ренты, процента, предпри­нимательского дохода). Такой свободный доступ опускает кри­вую спроса каждой фирмы до тех пор, пока прибыли каждой из них не достигнут нормального уровня и не исчезнет стимул для входа на рынок новых конкурентов. Наконец на совершен­но конкурентном рынке фирмы принимают рыночные цены и регулируют лишь количество производимой продукции. Это зна­чит, что отдельные фирмы не могут повлиять на цены: они не могут продавать свой товар по цене выше рыночной, потому что его никто не купит, а продавать его по цене ниже рыночной неразумно.

При этих условиях кривая спроса каждой фирмы будет иметь горизонтальный вид. А это значит, что любой объем

продукции конкурентная фирма будет продавать по одной и той же цене.

В этом случае совокупный доход фирмы (TR) будет представлять собой величину, равную

где Р – цена благ

Q — количество проданных благ.

Средний доход (AR) — это доход на единицу проданного блага:

Р

 
 
MR


Р*

       
   
 
 


0 Q

Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода. Это при­ращение получило название предельного дохода (MR):

Таким образом, для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, предельный доход будет равен ры­ночной цене (MR=P*), поскольку за каждую единицу про­данного товара фирма получит рыночную цену независимо от объема его выпуска.

Графически линия цены и линия предельного дохода будут совпадать, представляя собой горизонтальную линию (рис.8-7)

Очевидно, что при таких условиях средний доход AR также будет равен предельному доходу MR:

Р* =MR = AR.

Таким образом, конкурентные фирмы являются получав получателями цены (в отличие от монопольных фирм, выступающих в роли ценоискателей) и могут продать столько продукции сколько они способны произвести по сложившейся на рынке цене.

AC
MC
С,P

       
   
 
 


A

P*

 
 


0 Q1 Q* Q

Рис.8-8. Равновесный выпуск фирмы в условиях совершенной конкуренции

Теперь есть все основания дать ответ на вопрос, какой объем производства выберет фирма, стремящаяся максимизировать прибыль. При U-образной кривой средних издержек АС единст­венным краткосрочным уровнем выпуска, соответствующим максимизации прибыли, будет объем, при котором предельные издержки равны предельному доходу (МС - MR). Так как кри­вая спроса для каждой фирмы горизонтальна, то графически модель равновесия конкурентной фирмы будет иметь следую­щий вид (рис. 9-8).

Равновесный выпуск Q достигается при условии:

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Для того что­бы понять процесс достижения долгосрочного равновесия фирмы, следует вспомнить, что модель совершенной конкуренции предполагает отсутствие барьеров, препятствующих вхождению на рынок новых фирм или уходу с рынка фирм, желающих его покинуть. Те фирмы, которые хотят длительное время, работав на данном рынке, должны так отрегулировать процесс производства, чтобы достичь максимальной долгосрочной эффективности. При снижении затрат до минимума эти более эффективные фирмы смогут выжить при любых условиях, если сохранится сам рынок.

Кроме того, в отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются фиксированными, долгосрочный период характеризует­ся тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые ею ресурсы. По­скольку все факторы производства становятся переменными, фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минималь­ными. При этом в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде использу­ется только одно понятие — средние издержки.

Рассмотрим отношения между кривыми средних издер­жек АС в краткосрочном и долгосрочном периодах. Каждая фирма в тот или иной момент характеризуется определенными масштабами производства, которым соответствует та или иная кривая средних издержек краткосрочного периода. Таких кри­вых столько, сколько исследуется масштабов производства. Ме­няя масштабы, фирма переходит от одной кривой средних из­держек краткосрочного периода к другой. При этом средние из­держки до определенного объема выпуска будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать (рис. 9-9).

Соединив точки минимума АС1, АС2, АС3, АС4, АС5, ..., по­лучим средние издержки в долгосрочном периоде ACL.

Эффективным масштабом производства считается такой, когда при росте объема выпуска ACL снижаются (Q1 < Q3).

Неэффективный масштаб — такой, когда фирма несет по­тери от увеличения выпуска (Q4, Q5,….Qn).

AC5
AC4
AC3
AC2
AC1
Оптимальным масштабом считается тот, при котором дос­тигается глобальный минимум издержек Q3. При этом объеме кривая ACL достигает наименьших значений. Любая попытка фирмы добиться одновременного расширения производства и сокращения средних издержек будет безуспешной. Возможно-1 экономии от масштаба производства исчерпают себя, и та фирма, которая пойдет на риск расширения выпуска, потерпит Удачу. Значит, при объеме Q3 фирма оптимизирует свою деятельность в долгосрочном периоде.

С

 
 

       
 

0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q

Рис.8-9. Средние издержки в долгосрочном периоде

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при условии выполнения равенства

MC
Иллюстрацией этого условия служит график (рис.8-10.)

AC
С,Р

 
 
MR

 

Р*

0 Q* Q

Рис. 8-10. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Лекция 9. СТРУКТУРА РЫНКА: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

В предыдущих лекциях были рассмотрены:

а) природа фирмы и ее цели;

б) производственная функция и концепция оптимального вы­пуска продукции;

в) природа, виды и изменение затрат фирмы;

г) условия равновесия конкурентной фирмы в кратко- и долго­срочном периодах.

В данной лекции будет дано представление об основных видах структуры рынка.

1.Классификация рыночных структур

2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества

3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

4. Чистая монополия: объем выпуска и цена

5. Несовершенная конкуренция и ее формы

6. Показатели монопольной власти







Сейчас читают про: