Технологическая концепция фирмы

Тема 2. Фирма и ее поведение

В основе ответов на многие фундаментальные вопросы теории рыночных структур лежит исследование поведения фирмы. Поэтому анализ структуры рынка начинается с изучения фир­мы как экономического агента особого рода, специфические черты ко­торого определяют особенности и последствия деятельности отрасли. Рассмотрим, что же такое фирма, чем является и чем не является дан­ный субъект экономики.

Фирма как один из основных институтов современной экономи­ческой системы представляет собой прежде всего обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внеш­ней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщи­ки, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит в том, что она:

Ø представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу;

Ø является самостоятельным юридически независимым экономи­ческим агентом;

Ø выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы целью производства товаров и услуг. Фирма служит инструментом рас­пределения ресурсов в экономике между альтернативными возможно­стями их использования;

Ø существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками - прибыли. Прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы - либо как глав­ная цель, либо как один из значимых критериев ее поведения.

Существуют три основных подхода к определению фирмы, каж­дый из которых ставит во главу угла разные стороны деятельности фирмы.

Основные концепции фирмы

Так как роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг, технологический подход к фирме является одним из централь­ных в теории рынков. Согласно этому подходу, фирма рассматривает­ся как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Мини­мальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпус­ке, называемом минимально эффективным выпуском (МЭВ) для дан­ной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологи­ческую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы ро­ста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фир­мы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).

Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной сто­роны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с отно­сительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой.

Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эф­фектом масштаба, то есть субаддитивностью издержек: издержки яв­ляются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске не­скольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках раз­личных фирм:

где - совокупные издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в рамках отдельных производств; - сово­купные издержки совместного выпуска тех же товаров.

Мы можем говорить о двух независимых трактовках : если рас­сматривается производство одного товара, то имеют в виду простой по­ложительный эффект масштаба - сокращение средних издержек вы­пуска товара при увеличении его количества; если же рассматривается производство нескольких товаров, то речь идет о положительном эф­фекте разнообразия - сокращении средних издержек производства од­ного товарного вида при увеличении количества товарных марок, вы­пускаемых в рамках одной фирмы.

Понятие субаддитивности издержек в рамках технологическо­го подхода к фирме позволяет ответить на вопрос, почему экономи­ка в целом и даже зачастую одна отрасль не может представлять со­бой одну-единственную фирму. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства формирует технологичес­кую границу фирмы. Преодоление тенденции роста средних издер­жек в рамках одной и то же фирмы возможно с помощью выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделе­ний, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изме­нения внутренней организации фирмы. Этот вопрос будет подроб­нее рассмотрен ниже.

Субаддитивность издержек определяет также и вертикальные раз­меры фирмы: выбор фирмы между покупкой на рынке или производ­ством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработ­ки. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет верти­кально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при их покупке:

TC(q1,0) + TC(0,q2) > TC(q1,q2), где q1 и q2 - продукты последовательных стадий переработки. Соответственно, уменьшение субаддитивности издержек способ­ствует приостановлению вертикальной экспансии фирмы, ограничива­ет ее вертикальный рост. Таким образом, технологический подход канализу фирмы позволяет выявить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, установить естественные гра­ницы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: