Лекция 3. Альтернативные цели фирмы (к стратегической концепции и некоторый повтор и расширение контрактной концепции !)

Стратегическая концепция фирмы

В рамках стратегической концепции фирма рассматривается как активный экономический субъект, реализующий свою стратегию на рынке. Стратегия фирмы представляет собой сознательное поведение фирмы для достижения поставленных краткосрочных и долгосрочных целей, в условиях конкуренции со стороны других фирм, действующих на рынке. Конкуренция со стороны других фирм делает необходимым при формировании стратегии учитывать их поведение и стремиться к получению определенных преимуществ перед ними. Фирма в рамках стратегической концепции активно воздействует на потребительские предпочтения относительно своей продукции, через реализацию маркетинговой, продуктовой, ценовой и других стратегий. Фирма также может воздействовать на правительство, лоббируя через различные каналы свои интересы, защищая свои права и добиваясь желательного режима налогообложения, размеров пошлин и квот, принятия антимонопольных законов и воздействуя на другие аспекты отраслевой политики государства.

Стратегическая концепция фирмы предполагает наличие значительного количества стратегических факторов, через которые фирма может добиваться своих целей. Это может быть цена, качество и объемы выпускаемой продукции, схема продаж, расходы на рекламу, схема поставок ресурсов, отношения с персоналом, операции по привлечению заемных средств на финансовом рынке, объемы расходов на НИОКР и т.д.

На практике максимизация прибыли не всегда является основной целью фирмы. Рассмотрим несколько моделей, учитывающих разные цели, которые могут преследовать фирмы.

Модель Баумоля

В модели Баумоля целью фирмы является максимизация общей выручки от продаж продукции, что ведет к снижению прибыли, по сравнению с ее максимальным уровнем. Очевидно, что в таком случае объем продаж будет превышать объем продаж в условиях максимизации прибыли, что выгодно, в первую очередь, менеджерам компании, так как их вознаграждение привязано преимущественно к объемам продаж. Однако заинтересованность в максимизации выручки от реализации могут проявлять и собственники фирмы, причинами этого может являться то, что сокращение объемов продаж в случае максимизации прибыли может привести к:

- сокращению рыночной доли фирмы, что может быть крайне нежелательно, особенно в условиях растущего спроса;

- снижению рыночной власти фирмы, вследствие увеличения рыночной доли других фирм;

- сокращению или потере каналов сбыта продукции;

- снижению привлекательности фирмы для инвесторов.

Модель Уильямсона

Рис. 3.1. Модель Уильямсона.

Модель Уильямсона основана на учете интересов управляющих, проявляющихся в их дискреционном поведении в отношении различных статей расходов фирмы (рис. 3.1).

Уильямсон в своей модели выделяет следующие основные цели управляющих:

1) заработная плата и другие денежные вознаграждения;

2) число сотрудников, находящихся в подчинении, и их квалификация;

3) контроль за инвестиционными расходами фирмы;

4) привилегии или элементы управленческой слабины (автомобили компании, роскошные офисы и т.д.).

Чем больше становятся размеры фирмы, тем значимее становятся данные цели для управляющего

Формально целевая функция управляющих в модели Уильямсона включает следующие переменные:

S – избыточные расходы на содержание штата, определяемые как разность между максимальной прибылью (Пmax) и реальной прибылью (ПA).

М – «управленческая слабина», определяемая как разница между реальной прибылью (ПА) и отчетной прибылью (ПR) (менеджеры могут как скрывать часть прибыли, так и завышать отчетную прибыль по сравнению с реальной).

I – дискреционные инвестиционные расходы, определяемые как разница между объявленной прибылью (ПR) и суммой налоговых платежей (Т) и минимальным допустимом для акционеров уровнем прибыли (Пmin).

Преследование этих целей ограничено необходимостью сохранения приемлемого уровня объявленной прибыли (ПR). В таком случае задача записывается следующим образом:

(3.1)

Таким образом, кроме объема выпуска (Q), который влияет на уровень реальной прибыли, управляющие могут выбирать величину:

1) избыточных расходов на содержание штата (S);

2) сумму расходов на элементы управленческой слабины (M).

Величина дискреционных инвестиционных расходов (I) определяется однозначно, так как минимальная прибыль и уровень налогов заданы.

Решение приведенной задачи показывает, что у такой фирмы будут более высокие расходы на штат и большая управленческая слабина, чем у фирмы, максимизирующей прибыль. Отличия с прибылемаксимизирующей фирмой состоят и в различной реакции фирмы на изменение внешних параметров (изменение спроса, ставки налогообложения и др.).

Модель самоуправляющегося предприятия

Для работников, владеющих фирмой, целью является максимизация прибыли в расчете на одного занятого.Если работники занимают доминирующее положение внутри фирмы (например, владея контрольным пакетом акций), политика фирмы также будет нацелена на максимизацию дохода, получаемого каждым работником фирмы.

 
 


Пусть фирма использует двухфакторную технологию производства, применяя в производстве труд (L) и капитал (К). Пусть предельная производительность труда убывает с ростом его использования. Пусть также фирма действует в краткосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции.

Тогда прибыль на одного работника фирмы составляет:

, (3.2)

где Р – цена товара,

q – объем выпуска,

r – ставка арендной платы (или процента) за использование единицы капитала (К).

Фирма выбирает такой объем использования труда L*, который максимизирует прибыль на одного работника. Графически прибыль на одного занятого отражается тангенсом линии, соединяющей точку на кривой общей выручки (TR), с точкой общих расходов фирмы (TC).

 
 


Рис. 3.3. Предложение самоуправляющейся фирмы.

Фирма максимизирует прибыль на одного занятого, когда эта величина равна предельному продукту труда в денежном выражении (см. рис. 3.3).

(3.3)

Второе условие максимума обеспечивается действием закона снижения предельной производительности.

Поведение самоуправляющейся фирмы существенно отличается от поведения фирм, имеющих целью максимизацию прибыли. Рост рыночной цены с Р1 до Р2, как показано на рисунке 3.3, ведет к снижению уровня занятости и соответствующему сокращению объема производства продукции. Таким образом, кривая предложения самоуправляющейся фирмы имеет отрицательный наклон. Наличие на рынке большого числа таких фирм может привести к неустойчивости рыночного равновесия.

Модель индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель является одновременно и собственником фирмы, и работником. Целью индивидуального предпринимателя является максимизация полезности, выбирая между размером прибыли и временем досуга (см. рисунок 2.4).

И прибыль, и время досуга можно считать нормальными благами, поэтому кривые безразличия для этих благ имеют отрицательный наклон и выпуклы к началу координат.

Формально модель рационального индивидуального предпринимателя можно записать следующим образом:

Предприниматель максимизирует свою полезность (U), выбирая соответствующую величину досуга (LS). Время досуга однозначно определяет время, затрачиваемое индивидом на работу, что, в свою очередь, определяет уровень прибыли (П(LS)). При увеличении времени работы прибыль первоначально растет, однако, начиная с определенного момента, эффективность трудовых усилий начинает падать, и прибыль, соответственно, начинает снижаться.

Максимальный уровень полезности достигается в точке касания кривой безразличия (U1) и функции прибыли (точка Е на графике).

Эволюционная теория фирмы. В рамках институционально-эволюционной теории разработан ряд моделей, объясняющих развитие фирмы как результат ее инноваци­онной деятельности. Эти модели восходят к идеям И. Шумпетера об эндогенном технологическом прогрессе.

Первая эволюционная модель фирмы была разработана в 1960–1970-е годы Р. Нельсоном и С. Уинтером15. На нее в большой мере опираются последующие модели (Дж. Меткалфа, К. Иван, Г. Хенкина и В. Полтеровича, Дж. Сильверберга, Дж. Дози и др.)16. Согласно модели Нель­сона–Уинтера, фирма является носителем «генов» – устой­чивых технологических, управленческих и других правил, называемых рутинами, обеспечивающих ее идентичность во времени и отличие от других фирм. Подобно тому как человек следует привыч­кам, фирма сохраняет рутины, пока они обеспечивают рентабельность и выжи­ваемость на рынке. В целом деятельность фирмы определяется взаимоотношениями с другими предприятиями и внутренними рутинами. Именно сложившиеся правила, а не цель в любых условиях максимизировать прибыль, определяют характер прини­маемых решений.

Р. Нельсон и С. Уинтер различают три типа рутин: стандартные управленческо-технологические операции, стандартные инвестицион­ные операции, поиск. Первые два типа рутин задаются прошлым опытом или внешней средой. Инновационную деятельность представляет только третья рутина – поиск. Фирма может вести его постоянно или только тогда, когда другие рутины перестают обеспечивать прибыль. Поиск нацелен на улучшение или ради­кальное совершенствование технологий, внутрифирменной организа­ции, маркетинга и процедур самого поиска. Поиск обеспечивает рост самой фирмы, а значит, отрасли и экономики в целом. Фирма, добившаяся успеха в поиске, расширяет свой капитал, объем производства, рынок. Возможно случайное изменение рутин, называемое мутацией.

Распространение иннова­ций в отрасли происходит посредством имитации со стороны фирм-конкурентов, а также путем вступления в отрасль «пустых» фирм, имеющих небольшой капитал, но очень активных в поиске17. Для технологического развития фирмы и отрасли характерен кумулятивный эффект: успешнее развиваются и распространяются те технологии, которые уже практически применяются, так как их функционирование сопровождается формированием благоприятной внутренней и внешней институциональной среды. Научные исследования и опытно-конструкторские разработки ведутся, как правило, в нескольких направлениях. Кон­куренция между технологиями формирует доминирующую технологию в отрасли. Таким образом, для эволюционной концепции ха­рактерно системное представление о фирме как о двойственном объекте: с од­ной стороны, являющемся участником делового сообщества и испытывающем на себе последствия эволюции этого сообщества, с дру­гой – обладающем собственными правилами в определении на­правлений производственной, инновационной и рыночной деятельности.

С. Уинтер утверждает: «В своей основе коммерческие фирмы являются организациями, которые знают, как вести дела. Рентабельность служит несовер­шенным сигналом, который подает рыночная экономика, сооб­щая фирмам, насколько полезна обществу их деятельность и есть ли потребность в большем или меньшем объеме той же самой продукции. Диапазон производительных знаний фирмы может быть широк или узок; но, даже будучи узким, он может отражаться на рынках продукции фирмы в виде длинного списка разных про­дуктов». И далее: «Однако даже очень круп­ные фирмы с высоким уровнем диверсификации производства, как правило, активны лишь на очень малой части рынков гото­вой продукции. Не составляет труда идентифицировать и разли­чить между собой сферы компетенции большинства крупнейших корпораций»18. Кроме того, концепция спе­цифичности человеческого капитала считается ключевой для понимания функционирования фирмы как хранилища знаний. С. Уинтер высказал идею о том, что парадигма трансакционных издержек и эволюционная парадигма и противостоят друг другу, и дополняют одна другую. Но обе создают благоприятные возможности для плодо­творных исследований, призванных улучшить понимание приро­ды фирмы.


С другими, не описанными здесь теориями фирмы (предпринимательской, бихевиористской, управленческой) можно познакомиться, обратившись к соответствующей литературе19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: