Видение, миссия и цели предприятия

Краткая характеристика этапов стратегического планирования

Видение – то, как высшее руководство представляет себе будущее компании, ее место на рынке через 5, 10, 15, 20 лет. Это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.

Миссия – основная, генеральная цель существования предприятия. Миссия отражает основное предназначение компании, смысл ее существования, философию организации, а также отличие данной организации от других подобных.

Цели, в отличие от миссий, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации (в области финансов, положения на рынке, кадровой политики, производства, инноваций и технологий).

2. Стратегический анализ рыночной ситуации

Схема проведения стратегического анализа представлена на рис.4. стратегический анализ обеспечивает исходную базу для разработки стратегии поведения.

3. Определение стратегических альтернатив и выбор стратегии

Под стратегией понимается комплекс целей и основных задач организации, а также пути их достижения.

 
 


Рис.4. Схема проведения стратегического анализа.

· Стратегия устанавливает, каким способом, с помощью каких средств и методов планируется достичь цели организации в условиях изменяющегося конкурентного окружения.

Процесс формирования стратегии включает 3 этапа:

· Формирование общей (корпоративный) стратегии

· Формирование конкурентной (деловой) стратегии

· Определение функциональных стратегий

Общая стратегия определяет уровень и характер инвестиций в каждое хозяйственное подразделение предприятия, т.о. формируется инвестиционный портфель. Общие стратегии сводятся к 3 типам:

· Стратегии роста (наступательные).

Например: стратегии развития рынка, захвата рынка, развития товар, интеграции.

· Стратегии стабильности (оборонительные).

Например: различные виды диверсификации, т.е. проникновение в другие отрасли, связанные и не связанные с основной деятельностью фирмы; создание совместных предприятий.

· Стратегии сокращения (де инвестирования).

Например: сокращение издержек, мощностей, инвестиций, прекращение отдельных видов деятельности, ликвидация, уход с рынка.

Конкурентная (деловая) стратегия разрабатывается для отдельных бизнесов и нацелена на формирование конкурентных преимуществ организации.

Выделяют 3 основных типа конкурентных стратегий:

· Лидерство в издержках (стоимостное лидерство). Предприятие стремится удерживать издержки на более низком уровне, чем конкуренты.

· Дифференциация, которая означает уникальность либо самой продукции (высокое качество, особые потребительские свойства), либо маркетинга (марка товара, престижность, высокий имидж фирмы и т.д.).

· Фокусирование (сегментация) основана на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли (узкий сегмент рынка). Предприятие сосредотачивает свое внимание либо на конкретной группе потребителей, либо на отдельном товаре, либо на определенном географическом рынке.

Функциональная стратегия разрабатывается для функциональных подразделений предприятия: маркетинга, производства, финансов, управления кадрами и т.д.

4. Реализация стратегии. Контроль и оценка стратегии

Для выполнения стратегии необходимо создать условия и механизм ее реализации. Поэтому в организации проводятся необходимые изменения:

· Организационные (изменения в системе управления)

· Подготовка и переподготовка кадров

· Организационной культуры (системы общих ценностей, верований, взглядов и отношений в организации)

Контроль и оценка реализации стратегии проводится путем сравнения результатов работы предприятия с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: