Система ремонта

В процессе эксплуатации машины отдельные детали её изменяют свои первоначальные размеры, в сопряжениях их происходит изменение первоначальных посадок, иначе говоря, в авто­мобиле возникают дефекты.

Все дефекты по причинам их возникновения можно разбить на следующие четыре группы: конструктивные, производственные, эксплуатационные и аварийные.

Конструктивные дефекты, являющиеся причиной ускоренного износа или повреждения деталей в условиях "нормальной" эксплуа­тации автомобиля, возникают вследствие ошибок, допущенных при их конструировании.

Эти дефекты возникают по следующим причинам:

1) несоответствие назначенных размеров деталей действующим на них нагрузкам;

2) неудачный выбор материала деталей, а также неправильно назначенная для них термообработка;

3) неправильный выбор посадок для сопряжений, не соответствующих условиям, вкоторых они должны работать;

4) применение способов смазки, не обеспечивающих надежную смазку деталей и механизмов; плохой отвод тепла от трущихся поверхностей.

Современные автомобили достаточно совершенны, и поэтому при их эксплуатации возникает сравнительно мало конструктивных дефектов. Тем не менее, в процессе эксплуатации автомобилей и при их ремонте необходимо выявлять эти дефекты. О всех выявленных при эксплуатации или ремонте автомобилей конструктивных дефектах сообщают заводу-изготовителю, который принимает соответствующие меры к их устранению. Таким образом, конструкция автомобиля непрерывно совершенствуется.

Производственные дефекты возникают вследствие различных отклонений, допущенных в процессе изготовления автомобиля или его ремонта.

Основными причинами возникновения этих дефектов являются:

1) применение несоответствующих материалов (заменителей), отступление от размеров, допусков и технических требований, указанных в рабочих чертежах, а также нарушение установленного технологического процесса изготовления или восстановления деталей;

2) нарушение установленного технологического процесса сборки и испытания отдельных агрегатов и автомобилей в целом, а также несоблюдение технических условий;

3) отклонение от чертежей и технических условий при производственном контроле и в процессе приемки готовой продукции.

Все эти причины в той или иной степени влияют на долговечность агрегатов и узлов, а следовательно, на долговечность автомобилей, и способствуют преждевременному износу их деталей. Примерами производственных дефектов могут быть ускоренный износ поршневых колец, поршневых пальцев, зубьев шестерен в результате применения несоответствующего заданному материала или некачественной термообработки.

Современные автомобили изготовляются на заводах, оснащенных совершенным оборудованием. Технологический процесс изготовления деталей, сборки и испытания отдельных узлов и агрегатов, а также автомобиля в целом тщательно контролируется, поэтому в процессе их эксплуатации до первого ремонта количество производственных дефектов весьма незначительно.

После ремонта автомобилей количество производственных дефектов в них возрастает, что объясняется использованием менее совершенного оборудования, применением неполноценных заменителей различных материалов и недостаточно высокой технологической дисциплиной на ремонтных предприятиях. Задача работников этих предприятий состоит в том, чтобы путем непрерывного совер­шенствования технологического оборудования, укрепления технологической дисциплины, повышения общей технической культуры производства добиваться высокого качества ремонта.

В процессе эксплуатации автомобилей необходимо принимать меры к выявлению и устранению производственных дефектов. Эксплуатационные хозяйства должны сообщать заводам-изготовителям и ремонтным предприятиям о выявленных производственных дефектах, а заводы-изготовители, ремонтные предприятия - принимать меры к ликвидации причин, вызывающих возникновение этих дефектов, что будет способствовать продлению срока службы агрегатов и автомобилей.

Эксплуатационные дефекты являются результатом естественного изнашивания деталей в процессе эксплуатации.

Естественное изнашивание деталей автомобиля происходит по мере увеличения его пробега, несмотря на систематическое техническое обслуживание, своевременный ремонт и соблюдение правил вождения. При этом изменяются первоначальные посадки в сопряжениях. Неподвижные посадки сопряжений переходят в подвижные, а зазоры при подвижных посадках увеличиваются и, таким образом, нарушается нормальная работа агрегатов, узлов и автомобиля в целом. Например, по мере нарастания пробега автомобиля увеличиваются зазоры в таких сопряжениях, как цилиндр — поршень, подшипники — шейки коленчатого вала двигателя, шкворень — втулка поворотного кулака передней оси.

Увеличенный износ деталей наблюдается при несоблюдении правил вождения автомобиля (движение со скоростью не соответствующей дорожным условиям, перегрузка двигателя и т. п.). Так, при перегрузке двигателя резко увеличиваются износы коренных и шатунных подшипников и деталей шатунно-поршневой группы; при езде со скоростью, не соответствующей дорожным условиям, повышается износ деталей ходовой части и подвески.

Аварийные дефекты чаще всего проявляются в виде значительной деформации или поломки отдельных деталей и возникают в результате следующих причин.

1) Неправильная эксплуатация автомобиля и, главным образом, неосторожное его вождение, из-за чего возможны поломки рамы, рессор, зубьев шестерен коробки передач и главной передачи, выплавление подшипников коленчатого вала и т. п.

Возникновение дефектов по этой причине зависит в основном от квалификации водителя и его опытности.

2) Усталость металла отдельных деталей, которые работают в условиях знакопеременных нагрузок. В результате на деталях появляются трещины, которые в ряде случаев приводят к их поломке. На поверхности зубьев шестерен и на беговых дорожках шариковых и роликовых подшипников происходит выкрашивание металла, вследствие чего подшипники выходят из строя.

Такие дефекты наблюдаются в коленчатых валах, поршневых пальцах, шатунах, шатунных болтах, поворотных кулаках, рессорах, пружинах и т. п.

Иногда к аварийным дефектам приводит и несвоевременное обнаружение производственных и конструктивных дефектов. Поэтому задача состоит в своевременном обнаружении и устранении дефектов с тем, чтобы они не смогли перерасти в аварийные. Решение этой задачи обеспечивается планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, сущность которой заключается в том, что техническое обслуживание М производится по плану (принудительно), а ремонтные работы — по потребности.

Регулярное проведение технических обслуживании по заранее разработанному графику создает наиболее благоприятные условия для безотказной работы механизмов и позволяет своевременно предупредить возникновение и развитие различных дефектов путем устранения или ослабления причин, в результате которых эти дефекты возникают. Таким образом, эта система имеет профилакти­ческий (предупредительный) характер.

В отличие от технического обслуживания, ремонт имеет целью восстановить работоспособность узлов, агрегатов и М в целом своевременным устранением уже возникших неисправностей путем замены или восстановления деталей, ремонта узлов и агрегатов. Поэтому ремонт выполняется только по потребности.

Своевременное и качественное проведение технического обслуживания и ремонта М способствует увеличению срока их службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: