Г. Омск. - национальные интересы РФ

Цель занятия:

1.Образовательная:

Знать:

- национальные интересы РФ;

- основные угрозы безопасности РФ;

- задачи стоящие перед ВС РФ по предотвращению

угроз безопасности РФ;

Уметь:

- формировать у слушателей патриотическое

сознание и гордость за ВС РФ;

- обеспечить усвоение данного материала;

2. Развивающая:

- развить творческое мышление;

- развить познавательные потребности и способности;

3. Воспитательная:

- воспитать чувство гордости за ВС РФ;

- воспитать в себе чувство защитника Отечества;

План занятия:

1. Национальная безопасность и национальные интересы РФ.

2. Угрозы национальной безопасности России.

3. Обеспечение национальных интересов России.

ЛИТЕРАТУРА:

А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев «Основы военной

службы.»Москва.-2001г. Изд.«Высшая школа.» Стр.3-5,19-25

Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

Под национальной безопасностью России понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международ-

ной и других сферах. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2 Вопрос:

Сегодня существует 3 типа угроз национальной безопасности России: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам относятся:

1. развёртывание группировок вооружённых сил и средств вблизи границ Российской Федерации и её союзников;

Например: Ранее соотношение Вооруженных Сил в Европе между войсками Варшавского договора и блока НАТО было 3:2, с выводом советских войск из Европы и в связи с самороспуском в 1991г. Варшавского договора соотношение ВС России и стран блока НАТО стало 1:3, с принятием в 2003 году новых стран в блок НАТО(Польша, Чехия, Венгрия и т.д.) 1:4. В настоящее время НАТО имеет в Европе 43 полноценные дивизии(с учётом национальных), а мы вместе с Белоруссией только 10, на вооружении НАТО 21.000 танков (у нас- 6.400),31.300 БМП и БТР (у нас около 20.000),2.500 вертолётов (у нас- 1.000),5.120 самолётов (у нас- 1.500),21.000 орудий и миномётов(у нас-12.000).

2. территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения отдельных территорий.

Например: По протяжённости границ Россия занимает 2 место в мире после Канады,общая протяжённость границ составляет 60.933 км, из них 14.510 км- сухопутных, 38.807км- морских и 7.616 км- речных и озёрных. Двигаясь вдоль границы, прокомментируем проблемы в отношениях с соседними государствами: Россия – США - самая длинная морская граница в мире. Единственной проблемой долгое время был вопрос о разграничении вод Берингова пролива. В 1990 г. между США и СССР был подписан договор о разграничении морских пространств и мы уступили США порядка 5.000 кв. км; Россия-Япония - договора о границе между Россией и Японией нет, нет и мирного договора между странами. Япония увязывает его с решением вопроса о так называемых «северных территориях»,о передаче Японии островов Малой Курильской гряды (о.Шикотан, Итуруп, Хабомаи, Кунашир); Россия-Китай- пограничные споры омрачали отношения СССР и КНР начиная с 1960-х годов. Кульминацией пограничных споров считаются события 1969г. на о. Даманском (клочок земли размером полтора на полкилометра, покрытый илом и камышом.) Окончательная делимитация и демаркация границы с Китаем решена в 2004 г. с передачей КНР на реке Аргунь (о. Большой) и на Амуре (о.Большой Уссурийский и о. Тарабаров). Тем не менее на всём российском Дальнем Востоке проживает не более 8 млн. чел., а только в одной приграничной провинции Китая Хэйлунцзян с центром в г. Харбине проживало в 1984 г. 33 млн. человек.

Каспийское море – новые независимые прикаспийские государства Азербайджан, Туркмения и Казахстан требуют раздела Каспия. Азербайджан, не дожидаясь определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр. В ряде постсоветских республик установились диктатуры представителей «Титульных наций» с антирусской идеологией, стремящихся всячески ущемить интересы России.

Россия - Финдляндия- общественная организация Pro Karelia выступает за возвращение Финдляндии земель, отошедших к СССР после Второй мировой войны, на официальном уровне подобные требования ни кем не поддерживаются. Россия - государства Балтии – происходит дискриминация русскоязычного населения (в Латвии его 48 %,в Эстонии-40%),

что стало государственной политикой Литвы, Латвии и Эстонии.Вместе с тем Эстония и Латвия предлагают своё гражданство русскому населению ряда районов Псковской области и некоторые псковичи, стремясь освободиться от службы в российской армии, охотно идут на это.

Россия- Норвегия –главная проблема двусторонних отношений это разграничение морской экономической зоны и шельфа. Переговоры об этом безуспешно идут с 1970 г. Норвежцы считают, что российская граница полярных владений должна быть пересмотрена. Граница полярных владений России была установлена постановлением ВЦИК СССР в 1926г. В этот сектор, вершиной упирающийся в Северный полюс, вошли все острова восточной части Северного Ледовитого океана. Многие страны всё чаще делают заявления о его неправомерности. Экспедиция под руководством директора института Арктики и Антарктиды АН РФ Артура Чилингарова на подводных аппаратах в 2007г. доказала шельфовый характер арктического дна, следовательно эта территория является подводным продолжением российских границ и пересмотру не подлежит.

3. вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

Показателен тот факт, что на состоявшемся в ноябре 1998 года в Эдинбурге заседаний представителей стран - членов НАТО обсуждалась возможность проведение военных операций вне территорий блока без мандата ООН, и уже в декабре 1998г. подобные действия были проведены в отношении Ирака.

4. вооружённые провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных стран; (военные объекты на территории Крыма в Украине.)

5. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; (Калининградская обл.)

6. дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации за рубежом;

К внутренним угрозам относятся:

1. попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;

2. создание, оснащение и подготовка незаконных вооружённых формирований, деятельность радикальных религиозных и националистических движений;

3. незаконное распространение на территории РФ оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

4. широкомасштабная деятельность организованной преступнос-

ти, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах РФ;

Например: по мнению российских экспертов на 1994г. в рядах организованной преступности состояло не менее 200 - 300 тысяч так называемых «бойцов», что вполне было сопос- тавимо в то время с численностью сотрудников правоохранительных органов. С 1990 по 1993 г. в Россию было незаконно ввезено свыше 1,5 млн. стволов огнестрельного оружия. Известный исследователь уголовного права и юрист В.В.Витюк изучив уголовные явления с которыми столкнулась Россия в 1992-1994 г.г. предложил ввести специальный термин «уголовный терроризм». Так за 9 месяцев 1995 г. в Подмосковье было сожжено 69 фермерских хозяйств, по стране было убито 469 предпринимателей (210 из них в Москве), и более 1500 человек стали жертвами заказных покушений. В 1995г. 63 % сотрудников уголовного розыска имели опыт оперативной работы менее 5 лет.

В 1995 г. на экспорт ушло 40 % добытой нефти, а с учетом продуктов её переработки до 55 % добытого жидкого топлива, перекачено 32 % газа, вывезено 63% проката чёрных металлов, 70 % рафинированной меди, большая часть алюминия, 80% никеля, 50 % каучука, 40% аммиака, 80% минеральных удобрений, до 90 % древесины и лесоматериалов, в то же время в связи с падением мировых цен на природные ресурсы в 1997 г. экспорт российских товаров не превысил 20% всего ВВП. Большая часть полученных от продажи природных ресурсов в страну не возвратилась, отток валютных средств оценивается специалистами в 1,5 – 2 млрд. долларов ежемесячно. По отзывам иностранных экономистов российские валютные средства вывезенные за рубеж так велики, что если их возвратить то надобности в иностранных кредитах отпала бы совсем. (на 2008 г. внешний долг России зарубежным инвесторам превышает 40 млрд.долларов.)

К трансграничным угрозам относятся:

1. создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооружённых формирований с целью их переброски для действий на территории России;

2. деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, националистических или религиозных экстремистских группировок;

3. деятельность международных преступных организаций, в том числе контрабанда, торговля оружием и боеприпасами, наркотиками, использование территории России для транзита в другие страны;

4. ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;

5. международный терроризм;

Надо иметь ввиду, что кроме США, России, Великобритании, Китая, Франции («ядерный клуб»), ещё более 30 стран мира в настоящее время обладают ядерным потенциалом.

3 Вопрос:

Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе международных глобальных военно - политических отношений, которые сегодня характеризуются сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных и экономических отношений, а с другой стороны, расширяется практика применения вооружённых сил на основании национальных интересов и решений вне международного мандата ООН. Важнейшим аспектом, определяющим национальную безопасность Российской Федерации является отношение нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К наиболее авторитетным организациям следует отнести ООН и Совет Безопасности ООН, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Всемирную торговую организацию (ВТО). Например: Блок НАТО был создан в 1949 году и в него входило 16 государств, в 1995- 1996 г. г. - 19 государств,в 2002-2003 г.г. - 26 стран, в настоящее время изъявили желание вступить Грузия, Украина и ряд других государств

(по неофициальным данным в НАТО планируется принять порядка 35 государств.)

Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счёт политических возможностей (членство в международных организациях) становится недостаточным. Нейтрализация угроз национальной безопасности России всё в большей степени становится главной функцией военной организации нашего государства.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.А.Т.Смирнов, В.А.Васнев, Б.И.Мишин «Безопасность жизнедеятельности»; Москва- 2005г. Изд. «Дрофа», 240 стр.

2.Л.Замойский «Тайные пружины международного терроризма»; Москва- 1982 г.

3.«Концепция национальной безопасности РФ» утверждена Указом Президента РФ от 10.01.2000 г.№ 24.

4.«Военная доктрина РФ» утверждена Указом Президента РФ

от 21.04.2000г. № 706.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: