К XII cтолетию относится быстрое развитие мореплавания на юге (Генуя) и Севе-
ре (Ганза) Европы.
Рис. 1.35. Карта наших дней. Генуя (на Севере Италии) и Любек (выше Гамбурга), на побережьи Балтийского моря
Генуя – крупный порт в Италии на побережьи Тирренского моря (рис.35, слева).
В средние века Генуя была независимой и могущественной торговой республикой.
Рис. 1.36. Генуэзский торговый корабль (XII век)
В XIII-XV вв. генуэские купцы основали в Северном Причерноморье укрепленные торговые центры, главным из которых был г. Кафа (ныне – Феодосия).
Генуэзцы вели активную торговлю со странами Западной и Восточной Европы, в том числе в русских землях. В 1475 г. захвачены и разгромлены Турцией.
В XIII в. на германских землях сформировался торговый и политический союз севе
ро-немецких городов во главе с г. Любек (рис. 34, саправа), существовавший до 1669 г..
Этот союз получил название «Ганзейский» и осуществлял торговлю между Запад-
ной, Северной и Восточной Европой (рис. 1.37).
Рис. 1.37. Маршруты кораблей Ганзы (1241-1370 гг.)
Морские переходы ганзейцы совершали на коггах, грузоподъёмность которых достигала 300 т.
Рис. 1.38. Ганзейский когг (1329 г.).
На своих кораблях ганзейцы через Балтийское море и Финский залив достигали
Ладожское озеро, из которого по внутренним речным путям опускались на Юг – до Новго
рода и других русских городов и поселений.
Двигаясь в Западном направлении, они посещали приморские города Норвегии, Дании, Франции и Испании, вели торговлю и со Швецией.
Главными опорными пунктами Союза были города Брюгге (Бельгия), Новгород
(Русь), Лондон (Англия) и Берген (Норвегия).
На Западе и Севере Европы активные морские перевозки осуществляли француз-
ские и английские суда (рис. 1.39).
Рис. 1.39. Слева - английский купеческий корабль (1395 г.); справа - французский торговый корабль (XIV-XV века)