РАЗДЕЛ 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОРЯКОВ В УКРАИНЕ
По состоянию на 1 февраля 2008 года, под украинским флагом числилось всего 75 речных и морских судов вместимостью 5 и более тысяч регистровых тонн. Лишь 47 из них являются транспортными. И только 4 построены менее чем 15 лет назад.
К слову, в 1991 году только таких морских украинских судов было 375.
После распада СССР мощные государственные морские пароходства, базировав-
шиеся на территории б. УССР, перестали существовать. Это, в первую очередь, Черномор
ское морское пароходство, Азовское морское пароходство, Советское Дунайское пароход
ство, Укрречфлот и др. Вместо них в Украине появились частные, чаще всего карликовые, судоходные компании во главе с бывшими капитанами, а нередко - парикмахерами и води
телями такси.
Однако основная часть судов выведена в оффшорные зоны, и там либо эксплуатиру
ется, либо находится под арестом.
Суда под украинским флагом фактически не имеют защиты во время рейсов в ино-
странные государства из-за того, что Правительство Украины не ратифицировало целый ряд международных морских договоров.
|
|
К тому же Морская администрация Украины предписала инспекциям портового надзора украинских портов проверять все без исключения суда под флагом Украины, захо
дящие в порты нашей страны. Если бы такое распоряжение дала администрация другого государства, то это называлось бы «дискриминацией флага».
К примеру, в соответствии с требованиями МКУБ (см. ниже), за границей порто-
вые власти любого порта обязаны проверять не более 25% судов, находящихся в порту.
Это и многое другое заставляет украинских судовладельцев отказываться от желто-синего символа государственности.
В результате под флагом других стран зарегистрированы 194 судна, принадлежа-
жащих украинским судовладельцам.
Из них зарегистрированы:
в Белизе - 10 судов (Белиз – государство в Центральной Америке, на побережьи Карибского моря. Граничит с Мексикой на севере и Гватемалой на юге);
в Камбодже – 27 судов (второе название Камбоджи - Кампучия, государство в Юго-Восточной Азии, расположено между Таиландом на западе и Вьетнамом на востоке);
на Коморских островах – 13 судов (государство на Коморских островах, располо-
жено в Мозамбикском проливе Индийского океана, между государством Мозамбик на восточном побережьи Африки и о. Мадагаскар);
на Кипре – 6 судов (Кипр – государство на о. Кипр в восточной части Средиземно-
го моря);
в Доминиканской Республике – 3 судна (государство в Вест-Индии, в восточной части о. Гаити на побережьи Карибского моря);
в Грузии – 24 судна;
в Либерии – 28 судов (государство в в Западной Африке, на побережьи Атлантиче-
|
|
ского океана, граничит с Сьерра-Леоне, Гвинеей и Кот-де-Вуар – б. Берег слоновой кости
);
в Молдове – 3 судна;
в Панаме – 10 судов;
в Сьерра-Леоне -10 судов (государство в Западной Африке, на побережьи Атланти-
ческого океана, граничит с Гвинеей на севере и Либерией на юге);
в Сент-Китгс и Невис – 5 судов;
в Сент-Винсент и Гренадины – 12 судов (государство на островах в Сент-Винсент и Гренадины в Карибском море).
На фоне всеобщей разрухи в Украине и неуверенности в завтрашнем дне остался небольшой островок стабильности – система подготовки морских кадров.
Это раздел как раз и посвящен особенностям профессиональной подготовки моря-
ков в учебных заведениях Украины.
Цель такой подготовки – умение качественно выполнять свои служебные обязано-
сти, в соответствии с полученной морской профессией.