Профессиональная подготовка моряков

Морское судоходство было и остается одним из самых важных средств развития всемирной цивилизации.

Начавшееся с незапамятных времен с парусных судов, морское судоходство стре-

мительно развивается, сближая материки и страны, а самое главное – людей.

На минутку представим себе, что этого судоходства не было и нет.

В Австралии до сих пор аборигены добывали бы пищу при помощи бумерангов, в странах американского континента отдельные племена выясняли отношения при помощи томогавков, а в Японии попрежнему были бы серьезные проблемы с грузовыми и пасса-

жирскими перевозками, поскольку колеса японцы не знали до прибытия в XIX веке на Японские острова первых европейцев.

В начале XIX века на смену парусным судам пришли пароходы – суда с паровыми машинами. В конце XIX паровые суда стали постепенно вытесняться теплоходами – суда-ми с двигателями внутреннего сгорания.

Тогда же на судах стали использовать электричество, вначале для освещения поме-

щений, а затем для приведения в движение судовых механизмов и устройств, без которых нормальная работа судна невозможна – сейчас эти механизмы и устройства полностью электрифицированы.

Усложнялись системы управления судовыми техническими средствами – с начала 90-х годов ХХ века на судах появились локальные ЭВМ, а в настоящее время все без иск

лючения судовые технические средства управляются при помощи локальных микропро-

цессорных систем управления, объединенных с центральной на навигационном мостике.

Улучшались бытовые условия жизни моряков – отдельные каюты с санузлами и ду-

шевыми, установки кондиционера, хорошее питание, продолжительность среднего конт-

ракта 4 + 1 месяц.

Сейчас моряки доставляются на суда в любую точку земного шара самолетами, и не надо, как прежде, ждать много месяцев до прихода в базовый порт, например, Одессу, чтобы списаться с судна и уйти в отпуск.

Не меняется только одно – море. По статистике, ежегодно в море гибнут около 150 судов (только морских).

Та же статистика говорит, что в в 70% случаев причиной гибели судов является человеческий фактор. Усталость, невнимательность, но на первом месте – ошибки членов экипажей, обусловленные недостаточной профессиональной подготовкой.

Моряки учились своему трудному делу всегда. Сначала это делалось путем переда-

чи опыта плавания непосредственно на судах, по принципу «делай как я», затем будущих моряков начали готовить на берегу.

Первая мореходная школа была открыта в Голландии в XVI веке, первая мореход-

ная школа в России – в 1736 г. в Архангельске, вторая – сто лет спустя, в Херсоне в 1834 г.

Морскому делу учили обстоятельно и долго. Например, во времена Петра I на под-

готовку армейского офицера уходило 3 года, офицера флота – 12 лет.

В настоящее время в мире действуют сотни, если не тысячи, морских учебных заве

дений разного уровня – от краткосрочных курсов подготовки рядового состава (матросов, мотористов, электриков) до морских академий и университетов, где будущих капитанов, старших механиков и электромехаников учат 5..7 лет.

Херсонский государственный морской институт.

Главный учебный корпус (учебный корпус №1)

В Украине подготовкой судовых специалистов занимается более 30 учебных заведе

ний, от академий до профессионально-технических училищ.

В настоящее время уровень профессиональной подготовки моряков определяется требованиями международных и национальных нормативных документов.

К основным таким документам относятся:

1. Международная конвенция по подготовке, дипломированию моряков и несе-

нию вахты ПДНВ-78/95 (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, в сокращении STCW-78/95) с последующими поправками;

2. Международная Конвенция Конвенция по охране человеческой жизни на море

СОЛАС-74/78 (Safety of Life at Sea - SOLAS-74/78);

3. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и пред

отвращению загрязнения МКУБ (International Safety Management Code - в сокращенииISM или ISM Cоde);

4. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78 (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships-73/78).

Если Конвенция ПДНВ-78/95 содержит требования к уровню компетентности мо-

ряков, то последние три документа раскрывают содержание этих требований.

Эти и другие документы разрабатываются в комитетах (комиссиях) и подкомите-

тах (подкомиссиях) Международной морской организации – ИМО.

Учебный процесс в морских учебных заведениях Украины протекает в соответст-

вии со «Стандартами образования» для каждой морской профессии, утвержденными Ми-

нистерством образования и науки Украины (МОНУ – Киев).

Каждый стандарт состоит из трех частей:

1. образовательно-квалификационная характеристика, в которой содержится пере-

чень знаний, умений и навыков по каждой морской профессии;

2. образовательно-профессиональная программа, содержащая перечень учебных дисциплин по каждой профессии;

3. тестовая часть, имеющая целью проверить уровень подготовки выпускников учебных заведений.

Для разработки этих стандартов приказом МОНУ создаются рабочие комиссии, в состав которых входят представители учебных заведений и производства, имеющие необ-

ходимый опыт практической работы на судах и в морских учебных заведениях.

Основой для определения перечня знаний, умений и навыков будущих моряков служат требования Международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (International Convention on Standards of Training, Certification and Watch keeping for Seafarers – STCW-78).

Качество профессиональной подготовки будущих моряков контролирует государст

венная Инспекция по подготовке и дипломированию моряков (ИПДМ – штаб-квартира в Киеве).

Представители этой Инспекции назначаются приказом МОНУ в качестве председа-

телей Государственных квалификационных комиссий в морских учебных заведениях Укра

ины при проведении государственных экзаменов (для образовательно-профессионально-

го уровня подготовки выпускников «бакалавр») и выпускных работ (для уровня «специа

лист» и «магистр»).

Морское образование в Украине имеет две составляющие:

1. теоретическая подготовка;

2. практическая подготовка.

Будущие моряки получают теоретическую подготовку и часть практической (в учебно-производственных мастерских) непосредственно в учебном заведении.

Основную часть практической подготовки составляет практика на судах (плава-

тельная практика). В соответствии с требованиями ПДНВ-78/95, продолжительность плав

практики для кадетов-электромехаников – 6 месяцев.

Поэтому, по окончании высшего морского учебного заведения, выпускники полу-

чают два сертификата:

1. сертификат, подтверждающий обучение по специализированной профессиональ-

ной программе;

2. сертификат (диплом), подтверждающий право занимать рабочие должности на судах.

В обыденной жизни эти сертификаты называют соответственно «учебный диплом» и «рабочий диплом».

§4.5. Международные морские организации

Мировое судоходство действует в строгом соответствии с нормативными докумен-

тами – международными договорами и актами по судоходству, к которым относятся Кон-

венции, Правила, Кодексы, Меморандумы, Соглашения, Протоколы и др. По состоянию на 2008 г. таких документов насчитывается около 70.

Эти документы разрабатываются соответствующими международными и нацио-

нальными морскими организациями, деятельность которых координирует Международ-

ная морская организация ИМО (International maritime organization - IМО).

Историю ИМО принято отсчитывать с 1897 г., когда был создан Морской между-

народный конгресс, который занимался вопросами морского права. Первая и вторая миро

вые войны помешали деятельности этой и других морских организаций. И только в 1946 г. в Женеве прошла Морская I Конференция ООН, на которой была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО).

Конвенция вошла в силу 17 марта 1958 г., а с 1982 г. ИМКО была переименована

в ИМО. Штаб-квартира ИМО – Лондон.

Девиз ИМО: спасение, безопасность и эффективное судоходство в чистых океанах

(Slogan is: Safe, Secure and Efficiency Shipping on Clean Oceans).

Украина стала членом ИМО в 1994 г.

Высшим органом ИМО является Общее собрание членов ИМО (Assembly), на ко-

тором избирается Совет ИМО (Сouncil). Кроме того, в состав ИМО входят секретариат

(Secretariat), комитеты (Сommittees) и подкомитеты (Sub Сommittees) (рис. 1.1.).

Рис. 1.1 Структура ИМО:

ASSEMBLY – Генеральная сессия ИМО (общее собрание членов ИМО); COUNSIL – Совет ИМО; SECRETARIAT – Секретариат ИМО;

MEPC; MSC; LEGAL; TCC; FAL (FC) - комиссии (комитеты) ИМО;

BLF; DSC; FP; COSMAR; NAV; DE; SLF; FSI - подкомиссии (подкомитеты) ИМО.

Рассмотрим структуру ИМО (рис. 1.1).

В составе ИМО – 5 комитетов:

1. MEPC (Marine Environment Protection Committee) - Комитет по защите морской среды;

2. MSC (Marine Safety Committee) – Комитет по безопасности на море;

3. LEGAL (LC, Legal Committee) – юридический Комитет;

4. TCC (Technical Cooperation Committee) - Комитет по техническому сотрудни-

честву;

5. FC (FAL, Facilitation Committee) – Комитет по упрощению формальностей.

Подкомитетов в составе ИМО – 9:

1. BLG (Bulk Liquids and Gases) – по перевозке жидких химических грузов и газов;

2. DSC (Dangerous Goods, Solid Cargoes and Containers) – по перевозке опасных грузов, твердых навалочных грузов и контейнеров;

3. FP (Fire Protection) – по противопожарной защите;

4. COMSAR (Radio Communication, Search and Rescue) – по радиосвязи, поиску и спасению;

5. NAV (Safety of Navigation) – по безопасности мореплавания;

6. DE (Design and Equipment) – по проектированию и оборудованию судов;

7. SLF (Stability, Load Line and Fishing Vessels – по остойчивости и грузовой мар-

ке и по безопасности рыболовных судов;

8. STW (Standards of Training and Watch keeping) – по стандартам подготовки моря

ков и несению вахты;

9. FSI (Flag State Implements) – по выполнению требований государствами флага.

Кроме ИМО, следует упомянуть и некоторые другие организации.

Помимо ИМО, следует упомянуть и некоторые другие морские организации.

Важнейшую роль в обеспечении безопасности человеческой жизни на море играет радиосвязь. Средства радиосвязи используются как в обычной, так и в аварийной обста-

новке. С 80-х годов XX века для обеспечения устойчивой радиосвязи стали использовать ся ИСЗ (искусственные спутники Земли).

Взаимодействие государств в вопросах улучшения морской радиосвязи обеспечива

ет Международный Комитет (Ассоциация) морской радиосвязи МКМР (Сommittee International Radio-Maritime, или, International Maritime Radio Association – CIRM)

Комитет основан в 1928 г. В настоящее время МКМР объединяет 50 компаний из 16 стран.

Устойчивая радиосвязь невозможна без использования новых морских коммуника-

ционных систем, основанных на использовании спутниковых технологий.

Все вопросы, связанные с техническим обеспечением таких систем и технологий, находятся в ведении Международной организации морской спутниковой связи ИНМАР-

САТ (International Maritime Satellite Organization - INMARSAT, Лондон).

В 1975 г. Конференция ИМО приняла Конвенцию о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и Эксплуатационное соглашение о работе системы геостационарных спутников Земли, которые вошли в силу с 1979 г.

С появлением и развитием средств радиосвязи земной шар оказался окутанным вторым (помимо собственного) электромагнитным полем, сотканным из миллионов сиг-

налов различных передающих радиоустройств – от радио- и телепередатчиков мощностью в десятки кВт в импульсе до еле различимых сигналов мобильных телефонов в единицы милливатт, тем не менее обеспечивающих через спутники нормальный разговор, напри-

мер, между Лос-Анжелесом и Херсоном.

Для исключения взаимных помех все отдельные средства радиосвязи должны рабо-

тать на разных радиочастотах.

Так вот, распределение спектра частот обеспечивает Международный Союз Электросвязи МСЭ (International Telecommunication Union - ITU, Женева, Швейцария) через свое структурное подразделение – International Frequency Registration Board (IFRB).

Это же подразделение одновременно регистрирует присвоение радиочастот в целях избежания взаимных помех радиостанций разных стран.

Морские спасательные операции и все вопросы, связанные с ними, находятся в ве-

дении Международного Спасательного Союза МСС (International Salvage Union - ISU, Лондон).

МСС объединяет более 30 спасательных компаний из более чем 20 стран, располо-

женных по всему миру. Их деятельность включает спасание, удаление остатков корабле-

крушения, борьба с пожарами, предотвращение загрязнения с судов, утилизацию опасных и отравляющих веществ, буксировку и сопутствующие задачи по спасению людей, судна и грузов.

Союз занимается юридическими вопросами спасения на море (как ни печально, но при спасательных операциях действует принцип «нет оплаты – нет спасения»), развитием форм спасательных контрактов, обменом информацией между членами организации.

МСС представляет интересы членов организации на международных форумах по вопросам морского права, страхования, безопасности мореплавания.

Профессиональные интересы моряков нередко ущемляются, особенно при работе

«под флагом» - обманывают при найме на работу (обещают высокую зарплату, а выдают на руки гораздо меньшую), зарплату выплачивают несвоевременно или не выплачивают вовсе, судовая администрация заставляет моряков выполнять не свойственные их профес-

сиям судовые работы и т.п.

В этих и подобных случаях интересы моряков защищает Международная Федера

ция транспортных рабочих МФТР (International Transport Workers` Federation - ITF).

Эта организация имеет отделения во многих портах мира. Когда судно придет в один из таких портов, Вы можете пригласить с берега инспектора ITF и выяснить все инте

ресующие Вас вопросы.

ITF издает на многих языках мира, в том числе на русском, ежемесячный журнал под названием «Морской бюллетень». Этот журнал можно получить бесплатно и больши

ми партиями, написав в ITF (адрес – ниже).

Кроме «Морского бюллетеня», ITF каждые полгода издает книжку карманного формата под названием «Послание морякам», в которой есть имена и контактные телефо

ны инспекторов ITF и морских профсоюзов по всему миру.

Любой человек, желающий регулярно получать эти публикации, должен написать в отдел по связям ITF (The ITF Communications Department) в Лондоне по следующему ад-

ресу:

International Transport Workers` Federation (ITF)

49-60 Borough Road London SE1 1 DS Great Britain

Также можно звонить по телефону: + 44 (0) 171 403 2733 или передавать письмен

ные сообщения по факсу: + 44 (0) 171 357 7871.

Моряки, нуждающиеся в помощи, должны связаться с тем национальным профсою

зом, членом которого они являются, если они работают на судне национального флага. В остальных случаях (для судов с дешевыми флагами, вторых регистров и иностранных экипажей на национальных судах) Вам поможет ITF.

ITF предпочитает общаться с моряками на английском, однако ITF может работать и со многими языками, на которых говорят моряки.

Ниже приведены телефон, факс и электронный адрес украинской членской органи

зации (секции) ITF в Одессе:

тел/факс: (0482) 210 553, (0482) 210 563

e-mail: president@umtuf.odessa.ua

Морское мировое сообщество уделяет постоянное внимание развитию сферы мор-

ского образования.

В этой связи представляют интерес морские учебные заведения и организации, деятельность которых носит интернациональный характер.

Например, Всемирный морской университет (World Maritime University - WMU),

основанный в Швеции в 1981 г. (Мальмё), является интернациональным по своей сути. В списках обучающихся представлены студенты из более чем ста стран мира. Среди по-

стоянного состава преподавателей имеются представители 12 стран.

Морской институт (Nautical Institute – NI, Лондон) создан в 1971 г. как междуна-

родная организация (научно-практическое общество), объединяющая квалифицирован-

ных моряков-судоводителей для связи между теорией и практикой мореплавания.

Цели Института – сбор, анализ и распостранение информации по все аспектам без-

опасности мореплавания, навигационной, эксплуатационной, технической. Институт объе

диняет более 7000 членов из более чем 70 стран. В 36 странах созданы отделения Инсти-

тута (branches).

Международная Ассоциация морских лекторов МАМЛ (International Maritime Lecturer`s Association – IMLA, Maльмё, Швеция) создана для содействия контактам и со-

трудничеству преподавателей морских дисциплин в целях поддержания высоких стандар-

тов обучения во всем мире.

IMLA объединяет 230 индивидуальных членов из 40 стран и проводит активную программу конференций и семинаров. Организация дает возможность преподавателям обсуждать общественные проблемы и обмениваться информацией.

Все эти организации издают журналы, бюллетени и др. с разной степенью перио-

дичности – от ежемесячных до 1-2 в год. Электронные версии всех видов информации о деятельности организаций можно найти в Интернете.

Институт морских инженеров Великобритании ИМИ (Institute of Marine Engineers – ImarE, Лондон).

Институт основан в 1899 г. и объединяет более 17 000 членов из 100 стран. Имеет 45 отделений в различных странах мира. Объединяет судовых инженеров, радиоэлектрон

щиков, механизаторов портов, судоремонтников и других работников береговых предприя

тий.

Институт аккредитовал технические специальности морских академий и универси-

тетов Санкт-Петербурга, Мурманска, Калининграда и Одессы на соответствие их дипло-

мов дипломам выпускников соответствующих университетов Великобритании.

В октябре 1998 г. на базе Одесской Государственной Морской Академии открыто отделение ImarE в Украине.

Более подробную информацию о международных морских организациях (их более 60) можно найти в Интернете или в «Морском англо-русском иллюстративно-информа-

ционном словаре» (Maritime English-Russian Pictorial-information dictionary), издательст-

во «Стар», Херсон, 2008 г.

Инструментом контроля выполнения требований международных морских норма-

тивных документов являются классификационные общества.

Такие общества являются государственными надзорными организациями, осуществ

ляющими контроль за техническим состоянием судовых технических средств на стадиях проектирования, постройки и эксплуатации судов.

Эти общества объединены в Международную ассоциацию классификационных об-

ществ МАКО (International Association of Classification Societies – IACS, Лондон ).

В состав МАКО входят 11 классификационных обществ и 2 ассоциированных чле-

на.

Классификационные общества:

1. Регистр судоходства Англии (Lloyd`s Register - LR), основан в 1861 г.

2. Американское бюро судоходства (American Bureau of Shipping - ABS), 1862 г.

3. Бюро Веритас (Bureau Veritas - BV), Франция, 1864 г.

4. Дет Норске Веритас (Det Norske Veritas - DNV), Дания, 1864 г.

5. Германский Ллойд (Germanischer Lloyd - GL), 1867 г.

6. Российский морской Регистр судоходства (Russian Maritime Register of Shipping

– RS), 1913 г.

7. Итальянское классификационное общество (Registro Italiana Navale – RINA),

1861 г.

8. Японское классификационное общество (Nippon Kaiji Kyokai – ClassNK), 1889

г.

9. Корейский Регистр судоходства (Korean Registry – KR), Южная Корея, 1960 г.

10. Китайское классификационное общество (China Classification Society – CCS)

11. Польское классификационное общество (PRS).

Ассоциированные члены МАКО:

1. Хорватское классификационное общество (CRS);

2. Индийское классификационное общество (IRS).

По состоянию на 2008 г. в мире действует около 40 классификационных обществ.

Каждое из национальных классификационных обществ разрабатывает основной

Документ, в котором содержатся Правила и требования к судну как к административной единице, так и к техническому состоянию его СТС.

Например, в России такой документ называется «Правила классификации и по-

стройки морских судов» (Правила морского Регистра России – там есть и речной Ре-

гистр).

Рис. 1. 2. Знаки классификационных обществ:

верхний ряд (слева направо) - Английский Ллойд; Французское Бюро Веритас;

Итальянский Регистр; Американское бюро судоходства;

нижний ряд (слева направо) - Норвежский Регистр (Веритас); Российский Ре-

гистр; Германский Ллойд; Японский Регистр; Китайский Регистр.

В Украине функцию надзора выполняет Регистр судоходства Украины, созданный в 1996 г.

По состоянию на 2010 г. в Украине действуют национальные «Правила» в ограни-

ченном объеме, подобные «Правилам морского Регистра России», поэтому на морском и речном транспорте Украины временно используются «Правила» России.

Рис. 1.3. Образцы сертификатов, выдаваемых классификационными обществами:

слева – Международное мерительное свидетельство, выданное Германским Ллойдом; справа – Классификационное свидетельство (Французское Бюро Веритас)

Рис. 1.4. Образцы сертификатов, выдаваемых классификационными обществами:

слева – Свидетельство о безопасности судна по конструкции (Английский Ллойд) справа – Свидетельство по предотвращения загрязнения нефтью (выдан в Панаме)

Рис. 1.5. Образцы сертификатов, выдаваемых классификационными обществами:

слева – Свидетельство о грузовой марке (Германский Ллойд); справа – Свидетель-

ство по безопасности морского судна по оборудованию и снабжению (выдано в Панаме)

Рис. 1.6. Образцы сертификатов, выдаваемых классификационными обществами:

слева – Классификационное Свидетельство (Германский Ллойд); справа – Между

народное Свидетельство по охране судна (Американское бюро судоходства)

Рис. 1.7. Образцы сертификатов, выдаваемых классификационными обществами:

слева – Свидетельство по управлению безопасностью (Американское бюро судо-

ходства); справа – специальное Мерительное свидетельство Суэцкого канала (Гер-

манский Ллойд)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: