Системы пожаротушения и пожарной сигнализации

Основные сведения

Успех тушения пожара зависит, прежде всего, от быстроты обнаружения его очага. Для этого на судах применяют системы пожарной сигнализации с автоматически-

ми и ручными извещателями пожара.

Автоматическую систему сигнализации устанавливают практически во всех поме

щениях судна.

Такие системы сигнализации срабатывают на повышение температуры в помеще-

нии или при появлении дыма (дымовая сигнализация).

Требования к системам тушения пожара содержатся в международной Конвенции

SOLAS-74 (Спасение жизни людей на море, СОЛАС-74).

Для тушения пожаров используются разные системы тушения. В качестве веществ

(агентов), используемых для тушения, используют такие:

1. забортная вода;

2. пар;

3. углекислота;

4. специальные жидкости (жидкостное тушение);

5. пена.

Действие системы водотушения основано на охлаждении горящих веществ водой.

Эта система устроена так, что в любую точку судна вода должна подаваться из двух пожарных стволов.

Недостатки системы:

1. возможность порчи груз и оборудования;

2. водой нельзя гасить электрообору­дование, находящееся под напряжением, а также некоторые вещества (карбид кальция, калий и другие химические элементы, вступающие в реакцию с водой, пыль сахарную, шерстяную и др.).

. Паротушение основано на оттеснении кислорода от очага горения и применяется в топливных цистернах, котельных отделениях, дымоходах, в грузовых танках танкеров и насосных отделениях.

Углекислотное пожаротушение основано также на оттеснении кислорода и приме

няется в грузовых трюмах, МО, помещениях аварийных генераторов, насосов, кладовых горючих материалов. Жидкая углекислота хранится под большим давлением в баллонах и по трубам подается в охраняемое помещение, где испаряется.

Система жидкостного тушения основана на том, что особая жидкость (Хладон 114В2 или Хладон-13В1) с низкой температурой кипения (около минус 30°С), выпуска

ттся в помещение с очагом пожара, в котором легко испаряется, образуя тяжелый негорю

чий газ, который вытесняет кислород воздуха.

Эта система применяется в тех же помещениях, что и система углекислотного туше

ния, но более удобна в эксплуатации, так как нет потерь гасящих веществ, как это имеет место при углекислотном тушении из-за высокого давления в баллонах.

Но, к сожалению, при тушении выделяются ядовитые газы, что сдерживает широ-

кое применение этой системы. (В 2008 г. в районе Владивостока во время испытаний АПЛ погибло 22 члена экипажа).

Пенотушение основано на том, что горящие продукты изолируются от кислорода воздуха пеной.

Этой системой оборудованы танки танкеров, МО, топливные и масляные цистерны. Пеной можно тушить пожар, как в помещениях, так и на открытом воздухе. Пена легкая, поэтому она держится на поверхности любой горючей жидкости и эффективно гасит огонь.

В небольших количествах (переносные пенотушители) пена может быть получена химическим путем (взаимодействие щелочи и кислоты).

В больших количествах пену получают смешивая воздух с пенообразующим соста

вом и забортной водой (воздушно-механическая пена - см. выше, струйный насос).

§7.12. Системы водяного пожаротушения.

На судах применяют следующие системы водотушения: водопожарную, водораспы

ления, водяных завес, орошения трапов, переборок и палуб.

Принцип действия водопожарной системы заключается в охлаждении горячей поверхности, компактной или распыленной струей воды из ствола.

Распыленной струей можно тушить нефтепродукты в открытой емкости, так как распыленная вода, отбирая тепло, превращается в пар, который оттесняет кислород возду

ха от очага горения.

В систему входят: кингстон, клапаны, насосы, трубопровод, пожарные рожки, по-

жарные рукава, стволы.

Напор в любой точке магистрали должен быть не менее 2,5 at. Каждая точка на суд

не должна обслуживаться 2-мя стволами (с разных сторон).

Рис. 7.23. Схема системы водяного пожаротушения

1 - пожарный насос; 2 - магистральный трубопровод; 3 - пожарные рожки

Система водораспыления слу­жит для тушения пожаров в МКО (машин­но-котель-

ных отде­лениях) и других помещениях, где используются неф­тепродукты III раз­ряда.

На трубопро­воде через 1,5-2,0 м устанавливаются водораспылители, обеспечиваю-

щие получение водяной пыли, что позволяет быстро охладить очаг горения и образовав-

шимся паром оттеснить кислород воздуха.

Система водяных завес служит для предотвращения распространения пожара на ролкерах, в длинных коридорах и больших помещениях.

Система орошения трапов, переходных площадок, шахт, мест спуска шлюпок на танкерах, палуб танкеров охлаждает соответствующие поверхности и предотвращает проникновение огня в охраняемые зоны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: