Тема 1. 10. Объекты гражданских правоотношений

Ст.ст. 124-127 ГК Республики Беларусь.

КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Республика Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Декларацией Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» является суверенным государством. Она самостоятельно выполняет как внутренние, так и внешние функции.

При выполнении определённого рода функций, Республика Беларусь может выступать и в качестве субъекта гражданских правоотношений. Осуществление государством прав и обязанностей одновременно подчёркивает наличие у него гражданской правосубъектности. Однако правоспособность государства отличается своей спецификой. Это связано с тем, что Республика Беларусь сама определяет границы возможного установления прав и обязанностей.

Республика Беларусь, как субъект гражданских прав выступает редко (особенно в обязательных правоотношениях), поскольку она передаёт принадлежащее ей на праве собственности имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление различным государственным П., У., О., которые в пределах, установленных законодательством, осуществляют свои права владения, пользования и распоряжения государственным имуществом.

В собственности Республики Беларусь находятся:

1. земля, её недра;

2. природные ресурсы;

3. воздушное пространство;

4. имущество органов власти и управления Республики Беларусь;

5. магистральный трубопроводный транспорт;

6. энергетическая система;

7. система связи и информации;

8. имущество Вооружённых Сил Республики Беларусь, пограничных, внутренних и ж/д-ых войск;

9. оборонные объекты;

10. транспорт;

11. учебные заведения;

12. культурные и исторические ценности народа;

13. средства бюджета страны;

14. государственные банки;

15. государственные резервные и иные фонды;

16. объекты социально-культурной сферы;

17. имущество, обеспечивающее суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, её экономическое и социальное развитие;

18. имущество, приобретённое за счёт бюджета Республики Беларусь;

19. имущество, безвозмездно переданное в собственность государства другими субъектами права собственности.

Государство создаёт соответствующие организации и закрепляет за ними государственную собственность, которая используется ими в интересах государства и в своих личных.

Республика Беларусь устанавливает правовой режим пользования имуществом и создаёт соответствующие регулирующие и контролирующие органы. Она создаёт свою финансово-кредитную и денежную систему, организует собственную налоговую службу.

Республика Беларусь, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, действует как равноправный участник. При этом, участвуя в гражданских правоотношениях, она не обладает какими-либо преимуществами по сравнению с другими участниками. Будучи равноправной стороной гражданского оборота, государство само довольно редко участвует в гражданских правоотношениях. Для этой цели государство образует соответствующие органы и через их посредство реализует свои права и обязанности. Некоторые из них, наделены правами юридического лица, и следовательно, способны выступать в гражданском обороте не только от имени государства, но и от своего имени. Есть организации, которые не являются юридическими лицами, но наделяются государством правами выступать в гражданском обороте от имени Республики Беларусь и защищать её граждан, экономические интересы страны (посольства, торговые представительства).

Если сделка заключается государством в лице его представительных органов, государство несёт такую же ответственность перед стороной, заключившей договор, как и все другие субъекты гражданского права.

Особые случаи возникновения права собственности у государства:

1. изъятие государством имущества у собственника при обращении на это имущество взыскания по обязательствам собственника;

2. конфискация – безвозмездное изъятие имущества;

3. реквизиция – возмездное изъятие имущества в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и т.д.

4. вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, находящиеся в обнаруженном кладе;

5. бесхозяйно содержимые культурные ценности, перешедшие к государству путём выкупа.

Государство принимает участие в обязательных правоотношениях. Сюда относятся имущественно-правовые отношения по государственному кредиту, займам, субсидиям, а также обязательства по возмещению вреда.

Государство выступает стороной в гражданском правоотношении и во вне страны. Как субъект правоотношения Республика Беларусь участвует в гражданском обороте непосредственно через посольства, представительства, торговые предприятия или советников по экономическим вопросам.

Республика Беларусь несёт полную ответственность за совершаемые от её имени действия государственных организаций. Объектом взыскании по обязательствам Республики Беларусь служат средства республиканской казны.

Положения об участии Республики Беларусь и её органов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применимы соответственно в пределах, установленных законом, и к АТО.

В собственности АТО (коммунальная собственность) может находится:

1. имущество местных органов власти и управления;

2. средства местного бюджета;

3. жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местных Советов депутатов;

4. предприятия с/х;

5. транспорт;

6. промышленные, строительные и другие предприятия и комплексы;

7. учреждения, образования культуры, здравоохранения;

8. имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории.

Особые случаи возникновения права собственности у АТО:

1. по истечении трёх лет со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять коммунальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права коммунальной собственности на эту вещь;

2. если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в коммунальную собственность;

3. в случае отказа лица от приобретения в собственность содержащихся у него безнадзорных животных, они поступают в коммунальную собственность;

4. если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет право наследовать, либо все они отказались от наследства, такое наследство переходит в собственность административно-территориальной единицы.

Местным органам власти принадлежит право распоряжения землёй и другими природными ресурсами на своей территории. Это право они осуществляют путём предоставления их в установленном законом порядке во владение и пользование ПУО и гражданам, а эти субъекты, осуществляя хозяйственную деятельность, вносят плату местным органам власти за использование природных ресурсов, а также возмещают причинённый в результате своей деятельности ущерб окружающей среде.

АТО в лице местных органов власти могут передавать, покупать и продавать своё имущество в соответствии с предоставленными им правами. Они вправе на договорной основе получать кредиты.

Ответственность АТО наступает в соответствии с действующим законодательством. Они отвечают только по своим обязательствам и только теми средствами, которые находятся в их собственности. Не несут ответственности административно-территориальные единицы по обязательствам Республики Беларусь, а также по обязательствам друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow