Общие сведения. В двигателях внутреннего сгорания наряду с жидкими топливами применяют газообразные

В двигателях внутреннего сгорания наряду с жидкими топливами применяют газообразные. Автомобильная промышленность на базе бензиновых автомобилей серийно выпускает газобаллонные, которые в основном используются в качестве городского транспорта.

Быстрый рост автомобильного парка в городах требует изыскания способов уменьшения токсичности отработавших газов. Эта проблема может быть частично решена при переводе автомобилей на газообразное топливо. Значительная часть автомобилей в крупных городах уже переведена на газообразное топливо, которое имеет существенные технико-экономические и санитарно-гигиенические преимущества перед другими автомобильными топливами. При работе на нем происходит более полное сгорание топлива, снижается токсичность отработавших газов. Так, в отработавших газах двигателей, работающих на сжиженном газе, примерно в 5 раз меньше диоксида углерода и в 3...3.5 раза меньше несгоревших углеводородов по сравнению с содержанием этих компонентов в отработавших газах автомобилей, работающих на бензине (табл.5.1).

Таблица 5.1 Состав отработавших тазов газообразных топлив и бензина, г/100 км

Состав отработавших газов При использовании
бензина сжатых газов сжиженных газов
Несгоревшие углеводороды Диоксид углерода Оксиды азота   187,5   131,3 468,8 118,8   55,0 256,3 118,8

При работе на газообразном топливе снижаются нагарообразование, расход моторного масла. Кроме того, газообразное топливо обладает высокими октановыми числами и теплотой сгорания. В таблице 6.2 приведены некоторые показатели качества газообразных углеводородов.

Таблица 5.2 Показатели газообразных углеводородов

Углеводо- род Относи- тельная плотность по воздуху Критиче- ская температура1, ºС Темпера- тура кипения, ºС Низшая теплота сгорания, МДж/м2 Октановое число по исследовательскому методу
Метан 0,554 – 82,1 – 161 35,8  
Этан 1,138 32,3 – 94 63,7 116,3
Пропан 1,523 95,7 – 44 91,2 111,6
Пропилен 1,453 91,6 – 47   102,6
н-Бутан 2,007 152,8 – 0,5 118,6 95,8
Бутилен 1,937 144,0 – 5 113,5 91,4
Изобутан 2,007 134,0 – 11,7 118,6 102,1

1Температура, выше которой газ не может быть сжижен ни под каким давлением.

Сырьем для получения газообразного автомобильного топлива являются природный и попутный (выделяющиеся при добыче нефти) газы, а также газы нефтеперерабатывающих, нефтехимических заводов и др. Основные компоненты природных газов: метан, в меньших количествах этан, пропан, бутан. Углеводороды, критические температуры которых выше обычных температур эксплуатации автомобилей, легко переходят в жидкое состояние под определенным давлением и поэтому называются сжиженными. К таким углеводородам относятся пропан, бутан. Для перевода пропана в жидкое состояние необходимо давление 0,85 МПа, а для бутана – 0,2 МПа при 20ºС.

Углеводороды, критические температуры которых ниже обычных температур эксплуатации автомобилей, применяют, как правило, в сжатом состоянии и называют сжатыми. К ним относятся метан и этан. Для перевода метана в жидкое состояние необходимы температуры ниже –82ºС. При температуре –161ºС метан переходит в жидкое состояние при атмосферном давлении. При температурах выше –82ºС он не может быть переведен в жидкое состояние ни при каком высоком давлении сжатия.

Газобаллонные автомобили отличаются от базовых бензиновых моделей более высокой степенью сжатия рабочей смеси в двигателе и наличием газобаллонной установки. Составные части газобаллонной установки: топливоподающая аппаратура, обеспечивавшая испарение, снижение давления и дозирование газа в соответствии с режимом работы двигателя; баллоны для транспортировки и хранения газа (рис. 5.1).

Однако газообразное топливо имеет некоторые недостатки. Основной недостаток то, что газонаполнительные станции по сравнению с автозаправочными станциями жидким топливом более сложные и дорогие. Это сдерживает использование газобаллонных автомобилей на междугородных перевозках. При переводе бензиновых двигателей на газообразное топливо без дополнительных переделок ухудшаются энергетические показатели двигателя: мощность двигателя снижается на 6...8% при работе на сжиженном газе и на 18... 19% при работе на природном газе из-за снижения коэффициента наполнения, более низкой теплоты сгорания газовоздушной смеси и др.

Рис. 5.1. Схема газобаллонной установки автомобиля:

1 – проставка; 2 – фильтр-отстойник; 3 – топливный насос; 4 – карбюратор; 5 —смеситель газов; 6, 10 – трубки; 7, 9, 11 – шланги; 8 – испаритель; 12 – дозирующее экономайэерное устройство; 13 – редуктор газа; 14 – газовый фильтр; 15 – сетчатый фильтр; 16 – манометр; 17 – указатель уровня сжиженного газа в баллоне; 16 – магистральный вентиль; 19 – топ- ливный бак; 20 – баллон; 21 – расходный вентиль паровой фазы; 22 –расходный вентиль жидкой фазы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: