Глава 10. Управление конечными финансовыми результатами деятельности организации
1 Прибыль (убыток) как предмет финансового управления.
2 Определение точки безубыточности в системе управления прибылью.
Направления финансового менеджмента в сфере прибыли следующие:
-обоснование направлений формирования и распределения прибыли;
-определение перечня факторов, влияющих на уровень прибыли;
-оценка уровня и динамики показателей прибыли;
-выявление и измерение воздействия различных факторов на прибыль;
-оценка влияния инфляции на прибыль;
-анализ и оценка качества прибыли;
-оценка возможностей ее дальнейшего роста;
-расчет максимально возможной прибыли, соответствующей ресурсам предприятия, рыночной конъюнктуре и задачам развития бизнеса;
-определение порога рентабельности и точки безубыточности;
-расчет взаимодействия операционного и финансового рычага;
-определение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска и т. п.
|
|
К факторам, влияющим на формирование прибылей и убытков, относятся:
А. Факторы, определяемые внешней предпринимательской средой:
- чрезвычайные события природные условия, изменение рыночной конъюнктуры, конкуренция, социальное положение в государстве, обусловливающие дополнительную прибыль у одних предприятий и убытки у других;
- изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, энергию, норм амортизационных отчислений, других ставок, тарифов, окладов и т.п.
Б. Факторы, зависящие от эффективности работы самого предприятия:
-количество реализованной продукции;
-себестоимость реализованной продукции;
-уровень реализационных цен;
-структурные сдвиги в ассортименте продукции;
-факты нарушения финансовой дисциплины, приводящие к расходам предприятия на штрафные санкции, и т. п.
В. Факторы, обусловленные уровнем управления и хозяйствования на предприятии:
-материально-технические (проведение модернизации и технического перевооружения производства; использование передовых технологий, современного сырья и т. п.);
-организационно-управленческие (освоение новых видов продукции, использование современного информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений и т. п.);
-экономические (использование на предприятии современных форм материального стимулирования работников, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли и т. п.);
-социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация их оздоровления и отдыха и т. п.).
В свою очередь на каждый из названных факторов влияет ряд факторов второго, третьего и так далее порядка. Например, на уровень реализационных цен влияют: качество продукции, рынки сбыта, рыночная конъюнктура, инфляционные процессы и т. п.
Финансовый менеджер предприятия, управляя прибылью, должен принимать во внимание весь спектр названных факторов.