Пример. Определение точки безубыточности в системе управления прибылью

Определение точки безубыточности в системе управления прибылью

Сущность метода. В работе предприятия важно правильно определить критический объем продаж, обеспечивающий ему безубыточную деятельность. Критический объем продаж - это так называемая мертвая точка бизнеса, в которой предприятие еще не получает прибыли, но уже не несет убытков. В финансовом менеджменте применительно к прибыли такую точку еще называют порогом рентабельности.

Аналитическое представление точки безубыточности базируется на следующих формулах:

Объем продаж (выручка) = Затраты перем. + Затраты пост. + Прибыль.

Объем продаж критический (в натуральном выражении) =

= Затраты пост. / (Цена единицы продукции − Затраты перем. на единицу продукции).

Пример. Имеются следующие условные данные:

затраты постоянные - 30 000 руб.;

цена единицы продукции - 60 руб.;

затраты переменные на единицу продукции - 45 руб.

Тогда критический объем продаж составит; 30 000: (60 - 45) = 2 000 единиц.

Таким образом, 2 000 единиц продукции - это тот объем продаж, который обеспечит предприятию нулевую прибыль.

Если же предприятие запланирует для себя получение прибыли, например в сумме 15 000 рублей, тогда объем продаж, обеспечивающий эту прибыль, составит:

Объем продаж = (30 000 +15 00): (60 - 45) = 3 000 единиц.

Аналогичным образом можно рассчитать объемы продаж при любых других размерах прибыли предприятия.

Аналитическое представление порога рентабельности базируется на следующих формулах:

Прибыль= Валовая маржа – Постоянные затраты= 0;

Прибыль = Порог рентабельности*Валовая маржа в%- Постоянные затраты= 0;

Порог рентабельности= Постоянные затраты/Валовая маржа в % к выручке;

Пороговое количество товара= Порог рентабельности/ цену реализации;

Пороговое количество товара= Постоянные затраты/ (цена единицы товара - переменные затраты)

1.Объем реализации - 500 шт. изделий.

2.Цена реализации – 20 руб. за 1 шт.

3.Выручка от реализации -10 000 руб. (500 шт. × 20 руб.).

4.Переменные затраты – 7500 руб., или в процентах к выручке -75% (0,75).

5.Валовая маржа - 2 500руб., или в процентах к выручке 25% (0,25).

6.Постоянные затраты - 1500руб.

7.Прибыль - 1000 руб.

8.Порог рентабельности (уровень выручки) - 6 000 руб. (1500:0,25)

9.Порог рентабельности (объем производства) - 300 шт. изделий (6000:20 руб.).

Выручка 6000 руб. является тем уровнем, при котором предприятие уже не будет иметь убытков, но еще не будет иметь прибыли. Объем производства 300 изделий является такой же по сути точкой безубыточности.

Снижение выручки или объема производства ниже этих пороговых значений приведет к убыткам предприятия, а их увеличение сверх 6 000 руб. и 300 изделий принесет ему прибыль.

Порог рентабельности или точку безубыточности можно проиллюстрировать и графически (рис 11.1).

График показывает объем произведенной продукции в натуральных единицах (по горизонтальной оси) и издержки в стоимостном выражении (по вертикальной оси). Проекция точки N (пересечение линии дохода 0D и линии совокупных издержек АС) на горизонтальную ось определяет точку безубыточности, т. е. тот объем продаж в натуральном выражении, который обеспечивает равенство расходов и доходов. Проекция точки N на вертикальную ось характеризует выручку от реализации, которая обеспечивает покрытие расходов. Любая разность по вертикали между линиями 0D и АС справа и точки N показывает прибыль при определенном объеме производства, слева от точки N- убытки (превышение расходов над доходами).

Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост - ее параметры характеризуют количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход от реализации которых равен величине постоянных расходов.

Запас финансовой прочности предприятия определяется как разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Если выручка опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации - Порог рентабельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: