Деньги – это система отношений, возникающая между субъектами в условиях товарного производства. Денежные знаки – это форма овеществления этих отношений. Происхождение и природу денежных отношений связывают с процессом развития обмена, с расширением товарного производства (табл. 4.2). Функции денег приводятся в табл. 4.3.
Таблица 4.2.
Сущность денег и закон денежного обращения
Марксистская концепция | Неоклассическая концепция |
1) деньги – это товар особого рода, всеобщий эквивалент. Происхождение и сущность денег связывается с развитием формы стоимости товара; 2) современные деньги – «представители» золота, стоимость которого определяется общественно необходимыми затратами на его изготовление. Современные бумажные деньги стоимости не имеют, только те затраты, которые связаны с их изготовлением. | 1) деньги – это общепринятое средство платежа, которое применяется в обмен на товары и услуги, а также при оплате долгов; 2) обладают непосредственной стоимостью. Стоимость денег определяется их полезностью, возможностью обменивать на них любой товар. |
Закон денежного обращения | Закон денежного обращения |
М = | M*V = P*Q |
М – масса денег, V – скорость обращения денежной единицы, P – уровень цен, Q – товарная масса, P*Q – сумма цен реализованных товаров, К - сумма цен товаров, проданных в кредит, а – сумма платежей по кредиту, срок оплаты которых наступил, b – сумма взаимно погашающихся платежей. |
Деньги – это «колесо обращения» (А.Смит), «всеобщий эквивалент» (К.Маркс), «шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными» (О. Бальзак).
|
|
4.4. Рынок: сущность, субъекты, функции.
Рыночная экономика характеризуется системой экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг в условиях разнообразия форм собственности, конкуренции и ценообразования.
Таблица 4.3.
Функции денег
Название функции | Содержание | Марксистская концепция | Неоклассическая концепция |
1. Мера стоимости | Измерение стоимости товаров. Цена товара (относительное выражение его стоимости в деньгах) зависит от: 1) стоимости самого товара (прямая зависимость); 2) от стоимости денег, золота (обратная зависимость); 3) от спроса и предложения на товар. | + | + |
2. Средство обращения | Посредничество в операциях купли-продажи: Товар – Деньги – Товар. Развитие этой функции привело к появлению бумажных денег. | + | - |
3. Средство платежа | Обеспечивают погашение долговых обязательств. Происходит разделение купли – продажи во времени, когда односторонний поток денег не противостоит потоку товаров. Развитие этой функции привело к появлению банкнот, векселей. | + | + |
4. Средство накопления и сохранения стоимости | Изъятие денег из обращения и их накопление. Выступают как резерв богатства, обеспечивают платежеспособность в будущем (приобретение драгоценных металлов, средств производства, предметов длительного пользования). | + | + |
5. Мировые деньги | Обслуживание международных операций, всеобщее средство платежа. | + | - |
Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров (неоклассическая концепция). Рынок – это совокупность производственных отношений, которые возникают в сфере обмена и денежного обращения в связи с куплей-продажей товаров и услуг (марксистская концепция).
|
|
Субъекты рыночных отношений – человек, семья, фирма, отрасль, государственные органы, представители других государств и др. Объекты рыночных отношений – ресурсы, здания, недвижимость, сырье, материалы, права собственности и т.д.
Экономическая связь производителя и потребителя имеет следующие отличительные признаки:
- равноправное положение участников, отсутствие принуждения к установлению связей.
- полная экономическая ответственность за выбор принимаемых решений и за их последствия.
- реализация принципа экономической выгоды.
- правовые гарантии и защита со стороны государства, невмешательство его в рыночные связи.
Рынок формируется в ходе становления товарного производства и является неотъемлемым его компонентом. Причины возникновения и развития рынка аналогичны причинам существования товарного производства:
- общественное разделение труда;
- обособленность товаропроизводителей;
- растущий уровень производительности труда, который позволяет производить продукты в количестве, превышающем потребности товаропроизводителей.
Рынок – это важное связующее звено между производством и потреблением, сигнализирующее о реальных потребностях общества. На рынке происходит окончательное признание общественной значимости продуктов, соизмерение индивидуальных и общественно необходимых затрат труда. С помощью рынка осуществляется контроль потребителей над производством. Рынок стимулирует производителя к ускорению научного технического прогресса и экономии времени.
Рынок – важный элемент хозяйственного механизма, основной инструмент саморегулирования экономики. Он сигнализирует о нарушении пропорции между общественным потреблением и производством о необходимости распределения и перераспределения ресурсов между областями.
Функции рынка:
· Информационная. Рынок способствует распространению информации с помощью цен и других сигналов.
· Посредническая. Рынок напрямую соединяет покупателя и продавца.
· Ценнообразующая. Взаимодействие спроса и предложения дает равновесную цену на товары и услуги.
· Регулирующая. Рынок оказывает влияние на формирование структурных пропорций и объема производства.
· Стимулирующая. Рынок стимулирует эффективное использование ограниченных ресурсов человека и общества.
· Оздоравливающая. Через механизм конкурентной борьбы происходит отбор конкурентоспособных экономических субъектов, ресурсов и товаров.