Монополистическая конкуренция. Признакимонополистической конкуренции

Признаки монополистической конкуренции:

· Большое число производителей, независимых друг от друга, выпускающих товары заменители (отличаются внешним видом, упаковкой, торговой маркой);

· Высокая эластичность спроса;

· Контроль над ценами незначителен;

· Сравнительно легко вступить в отрасль.

В качестве критерия оценки рыночной конкуренции используют индекс Харфиндела-Хиршмана:

Н = Р12 + Р22 + …+ Рn2,

где Н – показатель концентрации монопольной власти, Рn – доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении (в %).

Считаются приемлемыми такие значения этого показателя:

· доля крупнейших 10 и более фирм ≤ 31% объема продаж;

· доля крупнейших 2 фирм ≤ 44% объема продаж;

· доля крупнейших 3 фирм ≤ 54% объема продаж;

· доля крупнейших 4 фирм ≤ 64% объема продаж.

Этот коэффициент для 4 крупнейших фирм достигает в автомобилестроении – 90%, в производстве сигарет – 85%, в выпуске газет – 15%.

В условиях рыночной конкуренции различают следующие направления развития (роста) экономических структур:

o Горизонтальный рост – расширение объемов производства в рамках одной отрасли (например, объединение двух сталелитейных производств);

o Вертикальный рост – расширение объемов производства за счет проникновения в смежные отрасли (например, объединение сталелитейного и машиностроительного производств);

o Конгломеративный (диверсифицированный) рост – расширение объемов производства за счет проникновения в технологически не связанные отрасли (например, сталелитейное производство приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли; банк покупает универмаг или транспортную компанию).

Для регулирования рыночной конкуренции используется антимонопольное законодательство. Особенности антимонопольного законодательства разных стран и континентов:

ü США. Первый антимонопольный закон - закон Шермана (1890), который совершенствовался принятием дополнений:

· запрет трестов и картелей (дополнения 1914 г.);

· поддержка малого бизнеса (1936 г.);

· запрет слияния компаний (1950 г.) и т.д.

ü Европа, Япония. Антимонопольное законодательство запрещают не на саму монополию, а на злоупотребления монопольной властью. (В Японии допустимо, если одна фирма занимает ≤ 50% рынка, а две фирмы ≤ 75%).

ü Украина. Приняты закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» (1992), закон «Об антимонопольной политике Украины» (1993), согласно которым:

§ «монопольное положение» (1992 г.) – это доля одного предприятия на рынке ≥ 35%, что влечет дополнительные ограничительные меры;

§ ведется государственный контроль за регистрацией и реорганизацией предприятий (слияние, присоединение);

§ предусмотрено возмещение убытков от недобросовестной конкуренции.

Принятие антимонопольных законов ослабляет монопольные тенденции в экономике, способствует усилению рыночной конкуренции и снижению уровня цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: