Свободное использование произведения путем репродуцирования

Широкое применение электрографической техники, прежде всего ксероксов, привело к массовому репродуцированию и неконтролируемому размножению многих литературных произведений. Репродуцирование, или репрографическое воспроизведение, - это факсимильное воспроизведение в любом размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Закон устанавливает жесткие границы подобной "издательской" деятельности.

Как отмечалось, даже в личных целях репродуцировать книги полностью и нотные тексты вообще запрещено. Свободное репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли допускается лишь в целях развития библиотечного, архивного дела, в учебных, научных или иных образовательных целях. В подобных целях и на указанных условиях могут репродуцировать правомерно опубликованное произведение библиотеки и архивы для восстановления или замены его утраченных либо испорченных экземпляров. Те же учреждения вправе репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, отрывки из опубликованных письменных произведений по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях. Аналогичное право имеют образовательные учреждения (школы, лицеи, вузы и т.п.), использующие репродуцируемые произведения или их части для аудиторных занятий.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273) в единственном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения - библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

18. Коллективное управление имущественными правами авторов.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных пра­вах» (ст. 42) предусматривает, что «в целях обеспечения имуществен­ных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда их трудно практически осуществить в индивидуальном порядке, могут создаваться организации, осуществляющие и охраняющие права ука­занных лиц на коллективной основе».

Суть же системы коллективного управления заключается в том, что осуществление авторских и смежных прав правообладатели возлага­ют на организации, действующие от их имени и в их интересах. Орга­низация коллективного управления действует на основе договоров с пользователями (дискотеками, кинотеатрами, ресторанами, радио­станциями, вещательными организациями и др.), дает им разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом, из имеющегося у нее репертуара на определенных условиях и за возна­граждение.

В функции организаций по коллективному управлению имущест­венными правами, как правило, входят:

а) отслеживание использования произведений правообладателей;

б) ведение переговоров с правообладателями и возможными пользо­вателями и заключение договоров;

в) выдача лицензий пользователям на определенных условиях и за соответствующее вознаграждение;

г) сбор вознаграждения и распределение его между правообладателями.

В бывшем СССР коллективное управление авторскими правам осуществляло Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП).

В РБ как в суверенном государстве филиал ВААП в 1992г. был преобразован в Управление по авторским и смежным правам при Совете Министров РБ, а впоследствии – в Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции. Наряду с функциями законодательного и консультатив­ного характера на комитет были возложены также функции по коллек­тивному управлению имущественными правами авторов.

После ликвидации комитета в 2000 г. функции организации по коллек­тивному управлению авторскими правами осуществляло Республиканс­кое унитарное предприятие интеллектуальной собственности (РУПИС).

В 2004 г. РУПИС было преобразовано в Белорусское авторское об­щество, которое как организация коллективного управления имущест­венными правами осуществляет следующие функции:

♦ заключает с авторами, наследниками, иными обладателями ав­торских и смежных прав договоры об управлении принадлежащими им имущественными правами;

♦ заключает соглашения с зарубежными организациями коллек­тивного управления имущественными правами о взаимном представ­лении интересов обладателей прав;

♦ заключает с пользователями договоры об использовании объек­тов авторских и смежных прав;

♦ собирает вознаграждение за использование произведений и объектов смежных прав;

♦ распределяет и выплачивает собранное вознаграждение обладателям прав за вычетом комиссионных и иных отчислений, необходимых для покрытия расходов по коллективному управлению правами в соответствии с договорами о взаимном представлении интересов обладателей прав и обычной практикой организаций поуправлению имущественными правами;

♦ защищает права представляемых субъектов авторских и смежных прав в суде и других организациях всех форм собственности.

19. Защита авторских и смежных прав.

Формы защиты

       
   


Самозащита
Административные государственные органы принуждения
Суды

 
 


 
 


Правообладатели вправе требовать:

-признания авторского или смежных прав;

-восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав;

-пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения;

-возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

-взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

-выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;

-принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Способы обеспечения авторских прав на произведение:

-изготовление или выпуск в свет экземпляров; -почтовое отправление экземпляра на свой адрес; -нотариальный документ, удостоверяющий время предъявления произведения, на которое нанесено имя автора; -удостоверительный документ, выдаваемый некоторыми коммерческими и некоммерческими организациями; -депонирование, например, в редакциях некоторых журналов, в НЦИС, государственном фонде радио и телевизионных программ и т.д. -другие способы.

Важным средством охраны авторского и смежных прав является предупредительная маркировка.

Так, знак охраны авторского права состоит из: латинской буквы «С» в окружности; имени обладателя исключительных имущественных прав; года первого опубликования произведения. Знак охраны смежных прав состоит из: латинской буквы «Р» в окружности, имени обладателя исключительных имущественных прав, года первого опубликования фонограммы.

Нормы и средства защиты прав авторов: закон РБ «Об авторском праве и смежных правах», гражданский кодекс РБ, кодекс об административных правонарушения РБ, таможенный кодекс РБ, уголовный кодекс РБ. Меры защиты авторских прав: признание авторских прав, восстановление положения, существовавшего до нарушения авторских прав, пресечение действий, нарушающих авторские права или создающих угрозу их нарушения, возмещение убытков, включая упущенную выгоду, взыскание дохода, полученного нарушителем, выплата компенсации в размере от 10 до 50 тыс.базовых величин, принятие иных мер, предусмотренных законодательством.

20. Международная защита прав авторов.

К международным актам относятся: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (Бернский Союз), Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО и подписанная в 1952 году и Стокгольмская конвенция от 14 июля 1967 года об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений является старейшим актом в области охраны авторских прав и была заключена в 1886 году. В дальнейшем она неоднократно изменялась и редактировалась и на сегодня это наиболее регламентированный международный акт обеспечивающий защиту интересов авторов (в том числе и программ для ЭВМ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) в иностранных государствах. Основополагающими принципами Бернской конвенции являются принципы национального режима и минимальности прав.

Под национальным режимом понимается что произведения созданные в странах участниках конвенции в каждой из стран пользовались бы той же охраной как и национальные произведения. В соответствии со статьей 5 в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией. Охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако, если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны. Наряду с гражданством важную роль играет и страна первого опубликования произведения (страна происхождения). Опубликованные впервые в стране члене Союза или одновременно в нескольких странах, одна из которых является членом Союза, произведения подлежат защите на основании данной конвенции.

Всемирная конвенция об авторском праве была подписана в Париже в 1952 г. и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г.. Всемирная конвенция строится на принципе национального режима с менее жесткими правовыми рамками для стран-участников и имеет дополнительный раздел "специальные положения относящиеся к развивающимся странам", устанавливающий ряд льгот по для развивающихся стран.

Для обеспечения более эффективной защиты прав авторов и правообладателей в этой сфере 14 июля 1967 г. была заключена Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: