Продуктовые стратегии и учет рисков в стратегическом управлении развития предприятий

Экологическая стратегия

Стратегия организационных изменений.

Социальная защищенность работников предприятия

Целевые социальные программы

Базовая социальная стратегия предприятия.

Стратегия развития кадрового потенциала предприятия.

Эта стратегия должна рассматриваться как непрерывный процесс, включающая следующие элементы:

А) Планирование кадровых потребностей предприятия.

Б) Стратегия формирования персонала предприятия.

В) Стратегия развития персонала предприятия, которая должна

заключаться в достижении максимального соответствия возмож-

ностей работника требованиям, которые к нему предъявляются.

Г) Стратегия использования и сохранения персонала, которая должна

предусматривать конкретное закрепление сотрудников и

стимулирования отдачи персонала и повышения производительности.

Д) Стратегия сокращения персонала предприятия, которая предполагает

разработку тщательно дифференцированного инструментария

сокращения штатов.

Содержание данной стратегии заключается в обеспечении комплексного развития социальной сферы предприятия, включающее основные составляющие:

А) Совершенствование социальной структуры производственного

коллектива.

Б) Улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работающих.

В) Улучшение жилищно – бытовых и социально – культурных условий работающих и их семей.

Эти программы предназначены для решения наиболее приоритетных задач социального развития предприятия, например программы «Здоровье», «Жилье» и др.

В этом разделе стратегии из прибыли могут устанавливаться дополнительные компенсации работающим, пенсионерам, женщинам –матерям, уменьшаться стоимость товаров и услуг, реализуемых предприятием.

Это выработка оптимального баланса в системе «стратегия – структура –процесс принятия решений». В современных условиях жесткой конкуренции от предприятия требуется повышение организационной гибкости и адаптационной способности. Организационные изменения должны обеспечивать для предприятия решение главной задачи – выживание на рынке.

В современных условиях предприятия должны внимательно следить за возможными экологическими последствиями своей деятельности. Предприятие необходимо рассматривать как экологиическую субсистему,

являющуюся элементом не экономического, а природного кругооборота (на входе предприятия – природные ресурсы, на выходе – помимо продукции – выбросы, отходы и риски).

Продуктовая стратегия – это долгосрочные решения по ассортименту и объемам производства и реализации видов продукции и услуг, выпускаемых предприятием, включая конкурентные решения по каждому отдельному продукту, например поддерживание сбыта, модификация или снятие с производства, начало разработки нового продукта и т.д.

Отражением продуктовой стратегии является жизненный цикл товара, именно он и определяет основные закономерности появления товара на рынке и снятия его с производства. Жизненный цикл товара состоит из 5 этапов:

- разработка товара;

- выведение товара на рынок;

- рост;

- зрелость;

- упадок;

На этапе разработки товара проводятся исследования в области НИОКР. Реализация осуществляется в виде продаж пробных партий с целью изучения конкурентоспособности и возможного спроса.

Этап выведения на рынок характеризуется постепенным возрастанием объема продаж,большими затратами на маркетинг и доработкой товара в соответствии с замечаниями первых покупателей.

Этап роста начинается с того момента, когда продукция, выведенная на рынок,начинает давать прибыль. Темп роста зависит от того, насколько предприятие опередило конкурентов в нахождении новой ниши на рынке или предугадало изменение спроса покупателей.

Этап зрелости характеризуется стабилизацией спроса и прибылей, получаемых от реализации данного товара.

Этап упадка характеризуется снижением спроса и соответственно объема продаж.

Неотъемлемой частью продуктовой стратегии является инвестиционное проектирование, предполагающее решение следующих вопросов:

- формирование стратегии предприятия,ориентированной на повышение эффективности его деятельности в долгосрочной перспективе:

- оценку выбранной стратегии, выявление в ней «узких мест» и разработку мероприятий по их устранению (планирование инноваций);

- бизнес – планирование;

- выявление источников финансирования и планирование инвестиций.

Организационным оформлением продуктивной стратегии является бизнес – проект или бизнес – план.

Бизнес – план представляет собой документ,в котором формируются цели, которых необходимо достичь, дается их обоснование и определяются пути решения поставленных задач.

Этапы разработки бизнес – плана:

1. Определение источников нужной информации (учебная,научная литература,специальные отраслевые издания,аудиторские фирмы и т.п.);

2. Выявление внутренних и внешних целей плана и определение степени взаимосвязи внутренних и внешних проблем.

3. Определение и оценка возможных целевых аудиторий, что позволяет выделить те или иные стороны деятельности фирмы,определить экономические показатели.

4. Разработка общей структуры составляемого документа.

5. Сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес – плана. В указанную работу вовлекаются экономисты, финансисты,бухгалтеры, маркетологи, консультанты по управлению.

6,Непосредственное составление и оформление бизнес – плана. После разработки всех разделов необходимо подготовить резюме основных идей бизнес – плана.

Работа по составлению бизнес – плана – это трудоемкий и достаточно длительный процесс. Суммарное время для его составления в среднем составляет около 200 часов.

Бизнес – план может содержать следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Резюме.

3. История своего бизнеса.

4. Сущность проекта (плана).

5. Описание дел в отрасли,товарные рынки.

6. Описание конкурентов: оценка и выбор конкурентной стратегии.

7. План маркетинга.

8. Производственный план.

9. Организационный план.

10. Финансовый план и оценка рынка.

11. План исследований и разработок.

12. Приложения.

На практике не существует бизнеса без риска. Поэтому на всех этапах стратегического планирования и управления необходимо учитывать влияние рисков на полученный результат.

Все риски, которые могут возникать в процессе деятельности предприятия условно подразделяются на следующие виды:

1. Известные риски, возникающие вследствие определенного вида воздействий или изменений факторов, влияющих на анализируемый вид бизнеса. Например, риски уплаты штрафов, потери части ресурсов вследствие хищений или нарушений техники безопасности и т.д.

2. Предвиденные риски, возможность появления которых предсказуема на основе накопленного опыта деятельности предприятий. Это потеря качества в следствии невыполнения ГОСТов., договорные риски на условиях предоплаты, валютные риски и т.д.

3. Непредвиденные риски. К таким рискам можно отнести изменения в целях руководства или акционеров, изменения политической обстановки в стране.

Приведем наиболее часто встречающиеся определения понятия «риск»:

1. Под риском подразумевается опасность, что реализация проекта может привести к убыткам.

2. Риск можно рассматривать как меру рассеивания (дисперсию) оценочных показателей рассматриваемого проекта (например прибыль, рентабельность и т.п.)

3. Под риском понимается опасность, связанная с тем, что цель предпринимательского проекта не будет достигнута в намеченном объеме.

Риски, возникающие при стратегическом планировании и управлении на предприятии, являются следствием:

1. Недостатка информации о выбранном направлении развития бизнеса.

2. Субъективности участников, которые обосновывают и формулируют цели развития бизнеса.

Риск – это в большинстве случаев неопределенность, имеющая ту или иную вероятность.

В зависимости от направлений бизнеса риски можно разделить на 2 группы:

1. Риски внешней деловой окружающей среды.

2. Внутренние риски.

Риски внешней деловой окружающей среды подразделяются на:

А) Макроэкономические риски дальней окружающей среды;

Б) Риски ближней окружающей среды:

Макроэкономические риски дальней окружающей среды можно разделить на следующие виды:

1. политические;

2. экономические (финансовые);

3. экологические;

4. производственные;

5. риски, связанные с возникновением непредвиденных форс – мажорных обстоятельств.

К рискам ближней окружающей среды следует отнести следующие виды рисков:

1.производственные;

2. научно – технические;

3. социально – экономические;

2 Внутренние риски делятся на следующие виды:

1. Экологические;

2. Юридические;

3. Риски персонала;

4. Риски обстоятельств (непредсказуемые изменения условий

хозяйственной деятельности,риски в нарушении технологии

и техники безопасности;

5. Экономические;

6. Маркетинговые;

7. Финансовые.

При осуществлении стратегического анализа рисков на предприятии целесообразно выделить следующие направления анализа:

- обнаружение основных источников рисков;

- оценка вероятности получения убытков (или не достижения результата), связанных с отдельными источниками рисков;

- риски определенного проекта,стратегии, продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: