Функциональные стратегии развития предприятия

Базовая (основная) стратегия предприятия должна быть подкреплена разработкой функциональных стратегий. Функциональные стратегии разрабатываются соответствующими подразделениями предприятия в соответствии с направлениями их деятельности (маркетинг, финансы, производство и т.д.)

Различают следующие виды функциональных стратегий:

1. стратегию маркетинга;

2. финансовую стратегию;

3. инновационную стратегию;

4. стратегию производства;

5. социальную стратегию;

6. стратегию организационных изменений;

7. экологическую стратегию;

1. В процессе обоснования и разработки маркетинговой стратегии предприятия решаются три взаимосвязанных задачи:

А) Разработка комплекса маркетинговых мероприятий (разработка новой продукции, диверсификация производства, преодоление барьеров при выходе на рынок и т.п.)

Б) Адаптация деятельности предприятия к изменениям внешней среды (контакты с общественностью, социальная ситуация в стране, коньюктура рынка и т.п.).

В) Обеспечение адекватности маркетинговой политики предприятия меняющимся потребностям клиентов (изменение номенклатуры производимых товаров и услуг; знание потребностей клиентов и т.п.)

2. Финансовая стратегия предполагает формирование и использование финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии предприятия.

Она позволяет экономическим способом предприятию создавать и изменять финансовые ресурсы и определять их оптимальное использование для достижения целей функционирования и развития предприятия. Финансы - это источник, исходный момент для выработки остальных функциональных стратегий, так как финансовые ресурсы выступают одним из важнейших ограничений объема и направлений деятельности предприятия.

3) Инновационная стратегия предприятия должна повышать или поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции. Анализ современных инновационных стратегий дает возможность выделить следующие виды инноваций:

А) инновация продукции (услуг);

Б) инновация технологических процессов или технологическая

инновация;

В) организационная инновация;

Г) социальная инновация;

А) Инновация продукции (услуг) представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающего выживаемость предприятия, расширение его доли на рынке, сохранение клиентов.

Б) Технологическая инновация – это процесс обновления производственного потенциала предприятия, который направлен на рост производительности труда и экономию ресурсов.

Б) Организационная инновация представляет собой процесс совершенствования организации и управления на предприятии.

Г ) Социальная инновация – это процесс улучшения социальной сферы предприятия, который мобилизует персонал на реализацию стратегии предприятия, расширяет возможности предприятия на рынке рабочей силы.

4) Стратегия производства предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. Производственный процесс – наиболее стабильный вид практической деятельности, и в случае возникновения нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными. Производственная деятельность является основной функцией предприятия, здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль.

Основные элементы стратегии производства приведены на (рис.3).

Производственная стратегия реализуется успешно в случае успешного решения трех основных проблем:

1. Овладение в достаточно короткие сроки новой технологией;

2. Эффективное использование новых технологий для производства товаров и услуг в соответствии с рыночными запросами;

3. Непрерывная оптимизация применения новых технологических процессов в производстве.

5) Социальная стратегия.

Современное предприятие функционирует в обстановке постоянно возрастающих требований персонала и деловых партнеров (кредиторов, поставщиков, покупателей и т.п.). В этой связи актуальность приобретает проблема, каким образом предприятие должно реагировать на претензии и учитывать их в хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли.

В общем случае социальная стратегия предприятия связана с обоснованием и разработкой программы мероприятий для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохранения благоприятного микроклимата в коллективе.

Реализация таких программ способствует повышению производительности труда работников, а следовательно положительно влияет на протекание производственного процесса.

В качестве основных компонентов социальной стратегии предприятия можно назвать следующее:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: