Управление по сильным и слабым сигналам.
Информационное обеспечение проблем,выявляемых в ходе наблюдения за внешней средой, может быть различным. За две крайние точки осведомленности, которая отражает полноту и достоверность информации об определенной проблеме, принимают сильные и слабые сигналы.
Сильными сигналами являются сигналы, дающие информацию, достаточно полную, очевидную и конкретную, как для оценки последствий возникшей проблемы, так и для принятия мер для ее полного или частичного решения.
Слабые сигналы – это ранняя и неточная информация о признаках наступления важных событий во внешней и внутренней среде организации Управление по слабым сигналам позволяет предпринимателю:
-- заблаговременно узнавать о разных изменениях во внешней среде;
-- своевременно реагировать на труднопредсказуемые события;.
-- на ранней стадии появления потенциальной опасности или возможности принять конкретные ответные меры, целью которых является или устранение опасности, или использование создавшихся возможностей («стратегические окна»).
Источником слабых сигналов могу быть:
- мировые тенденции (нестабильность в глобальном масштабе, международные события и т.п.).
- любая область экономики, претерпевающая постоянные изменения (информационные технологии, появление новых материалов и источников энергии и т.п.).
- политические события (результаты выборов в государственные органы власти, законодательные инициативы и т.п.).
Различают 4 разновидности метода стратегического управления в условиях спонтанных изменений:
1. Принудительный метод проведения изменений.
2. Адаптивные изменения.
3. Управление кризисной ситуацией.
4. Управление сопротивлением.
Принудительный метод проведения изменений предусматривает использование силы для преодоления сопротивления. Метод оправдан при наличии острой нехватки времени для незамедлительной реакции на происходящие изменения. Принудительные изменения могут быть эффективнее, если перед началом процесса перемен провести опрос работников организации, выявить потенциальные источники сопротивления или поддержки.
Метод адаптивных изменений представляет собой постепенные незначительные перемены, которые длительное время оказывают влияние на основные критерии организации (структуру предприятия,распределение управленческих полномочий, компетентность персонала и т.п.). Такие изменения иногда называют организационной адаптацией. Метод адаптивных изменений обычно протекает путем проб и ошибок и является реакцией на происходящие изменения. Достоинством этого метода является то, что изменения происходят медленно и достаточно безболезненно для организации. Изменения должны быть подкреплены мотивацией (повыше-
ние квалификации рабочего персонала, наращивание управленческого потенциала).
Управление кризисной ситуацией применяется при нехватке времени реагирования на угрожающие существованию организации изменения внешней среды. В случаях, когда возникновение кризиса неизбежно, руководство организации должно:
1. применить предупредительные меры;
2. выработать меры быстрого реагирования, когда кризис наступит;
3. смоделировать будущую ситуацию и разработать несколько альтернативных вариантов реагирования на нее в различных случаях.
Управление сопротивлением – это промежуточный подход, реализуемый в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. С нарастанием срочности данный метод должен быть преобразован в принудительный, а с уменьшением срочности в адаптивный.






