После отмены крепостного права начинается реформирование системы образования. Появляются новые типы учебных заведений: реальные, земские училища, разрешается деятельность негосударственных средних, а к концу XIX в. и высших учебных заведений; расширяется женское образование (Бестужевские курсы в Петербурге, Высшие женские курсы в Москве). Помимо частных, среди негосударственных учебных заведений есть действующие при различных общественных организациях (например, училища при Хоровом и Филармоническом обществах).
Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909), биолог, сочетал занятия естественными науками с общественно-педагогической деятельностью. При созданном им «Санкт-Петербургском обществе содействия физическому развитию» в 1896 году открыты высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания. На этих курсах педагогическое образование получило немало девушек из провинции, в т.ч. Элоиза Пашкевич (..................).
До наших дней актуален труд Лесгафта «Семейное воспитание и его значение».
|
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции
2. Проследите динамику развития образовательной системы в России XIX – начала ХХ вв. укажите ее важнейшие достижения и проблемы.
3. О каких доминантах общественного сознания повествуют образы детства в произведениях российского искусства XIX – начала ХХ вв.? Какие произведения изобразительного искусства аналогичной тематики и периода находятся в собрании НХМ РБ?
4. Проанализируйте вклад Н.Пирогова, Л.Толстого, К.Ушинского, П. Лесгафта в педагогическую теорию и практику. Какие идеи этих деятелей российского просвещения не потеряли актуальности и в наши дни?
5. Распределите авторские идеи Н.Пирогова, Л.Толстого, К.Ушинского, П. Лесгафта в соответствии с современной классификацией отраслей педагогической науки.
Тема 19: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ХХ ВЕКА
ПЛАН:
1. Важнейшие социокультурные явления ХХ века. Усиление реформаторских и альтернативных педагогических течений.
2. Изменения роли семьи в социуме и связанные с этим педагогические проблемы. Деятельность Б.Спока
3. Динамика общественных форм воспитания. Деятельность М.Монтессори, А.С.Макаренко, В.Н.Сорока-Росинского, Я.Корчака
4. Проблемы и достижения в области образования.
5. Перспективы развития педагогических процессов в XXI столетии.
1 Важнейшие социокультурные явления ХХ века:
Ø Утрата Европой лидирующих позиций в цивилизационном процессе. Распад колониальной системы. Становление мирового сообщества, нуждающегося в координации образовательных и информационных систем.
|
|
Ø Изменение положения женщины в обществе. Утрата семьёй доминирующих функций в формировании личности.
Ø Практически в мировом масштабе решена проблема всеобщей …………………………………….Современное информационное пространство выдвигает перед образовательной системой новые, пока еще недостаточно осмысленные проблемы.
Ø Создание детской субкультуры:
v Профессиональное искусство всех видов и жанров для ………;
v Детские и молодежные организации различной направленности;
v Специализированные издания и передачи для детей в СМИ;
v Осознание взрослыми эстетической ценности детского …………………………………………...
Динамичные изменения общества вызвали к жизни множество педагогических направлений, которые предлагали разнообразные способы ускорения изменений учебных и воспитательных процессов (чтобы они поспевали за изменениями в социуме). ХХ век – век непрекращающихся педагогических экспериментов: реформаторская школа, альтернативная школа, авторская школа, экспериментальная школа и т.п.
2 Изменения роли семьи в социуме и связанные с этим педагогические проблемы. Деятельность Б.Спока (1903 – 1998):
Ø Распад………………………………, выделение нуклеарной семьи.
Ø Утрата ………………………………………………в передаче опыта семейного воспитания.
Ø Развитие прикладных аспектов психологии и педагогики
Ø Возникновение «рецептурной» педагогики и ее пагубные следствия для семейного воспитания
Ø
|
v «Ребенок и уход за ним»
v «Разговор с матерью»
Одна из важнейших новаторских идей Спока – необходимость учета индивидуальности не только воспитанника, но и……………………...
3 Динамика общественных форм воспитания.
В ХХ веке человечество настойчиво ищет формы и методы организации воспитательной и образовательной работы в разнообразных учреждениях, где работают профессиональные педагоги.
Крупные социальные потрясения (войны, революции), а также стремление достичь быстрых результатов в воспитании людей, отвечающих разнообразным социальным идеям («людей новой формации»), приводит к развертыванию многочисленных педагогических экспериментов. В исторической динамике просматривается схема:
Общественное воспитание
Семейное воспитание
Семейное + общественное воспитание и образование
?
Среди педагогических деятелей ХХ века можно выделить ряд фигур, представляющих несомненный интерес не только с позиций их вклада в педагогическую теорию и практику, но и с позиций их влияния на культуру и взаимодействия с искусством.
Мария Монтессори (1870 – 1952). Итальянский врач и педагог, создатель системы сенсорного развития. Идея сензитивных периодов развития личности. Кн. «Дом ребенка»
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) советский педагог, создатель теории воспитывающего коллектива. Возглавлял детские колонии под Полтавой и в Харькове. Кн. «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей»
Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 – 1960) советский педагог, руководитель «Школы имени Достоевского» В книге Л.Пантелеева и Г.Белых «Республика ШКИД» выведен под именем Викниксор. Активно соединял воспитание и перевоспитание беспризорников с эстетическим развитием.
Януш Корчак (Генрик Гольдсмит) (1878 – 1942). Польский врач и педагог. Идея тесной взаимосвязи и взаимообусловленности психологического и соматического здоровья ребенка. Кн. «Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким», сказка «Король Матиуш Первый». Погиб в концлагере Треблинка.
|
|
| |||
| |||
4. Проблемы и достижения в области образования.
В ХХ веке в большинстве стран окончательно решена проблема …………………………………………………….Женское образование стало…………………………. Во многих странах успешно решается проблема доступности высшего образования.
Происходит постоянная дифференциация профессий и в ответ на это создаются новые специальности и новые учебные заведения. Постоянно расширяется сфера образовательных и педагогических услуг.
Лавинообразно увеличивающийся объем накопленных человечеством знаний приводит к созданию интегрированных курсов и изменению требований к подготовке на разных ступенях обучения.
Главной проблемой среднего образования остается соотношение ……………………………………………………..учащихся.
5. Перспективы развития педагогических процессов в XXI столетии.
Одна из отчетливо проявившихся тенденций: педагогические функции и элементы педагогической деятельности обнаруживаются почти во всех сферах современной жизни. Педагогика, однажды выделившись и обособившись в самостоятельную профессию, все шире интегрируется и растворяется в других профессиях.
Другая тенденция: переход от классно-урочной системы организации учебного процесса к индивидуальным формам обучения.
Современные информационные процессы, а также активное взаимодействие стран на международной арене делают необходимым создание единого ………………………пространства, в котором отечественная образовательная система могла бы стать равноценным и равноправным партнером.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции
2. Назовите наиболее известных педагогов ХХ века и охарактеризуйте их вклад в теорию и практику воспитания.
3. Назовите наиболее яркие явления искусства ХХ века, создающие образы детства, распределив их по видам искусств (с указанием автора, названия, страны).
|
|
4. Что можно считать важнейшими достижениями педагогики советской эпохи? Для полного ответа на вопрос используйте материалы семинарского занятия.
5. Что из достижений советской педагогики целесообразно сохранить в XXI столетии?
6. От какого наследия советской педагогики необходимо, на ваш взгляд, избавиться в современном педагогическом процессе?
7. Что характеризует отечественную образовательную систему в постсоветский период?
8. Какие проблемы художественного образования и эстетического воспитания необходимо, на ваш взгляд, дополнительно исследовать?