Боковое эшелонирование

Представляет собой рассредоточение самолетов, летящих на одной высоте, по воздушной трассе или по маршруту на параллельных курсах так, чтобы было исключено их опасное сближение. Боковое эшелонирование применяется с таким расчетом, чтобы расстояние между участками предполагаемых маршрутов, на которых должно обеспечиваться боковое эшелонирование воздушных судов, было всегда не менее расстояния, установленного с учетом навигационных неточностей, плюс определенный защитный резерв. Этот защитный резерв определяется соответствующим полномочным органом.

Для обеспечения бокового эшелонирования воздушных судов на одном уровне требуется, чтобы они выполняли полет на разных маршрутах или в разных географических местах, определяемых с помощью визуального наблюдения, использования навигационных средств или применения оборудования зональной навигации (RNAV).

Боковое эшелонирование можно обеспечивать способами, предусматривающими следующее:

1. Ориентирование по одним и тем же или различным географическим пунктам (визуально или по навигационным приборам).

2. Использование одного и того же навигационного средства или метода. От воздушных судов требуют выполнять полет по установленным линиям пути, отстоящим одна от другой на минимальную величину, предусматриваемую для навигационного средства или метода. Боковое эшелонирование двух воздушных судов обеспечивается в том случае, когда:

a) VOR: оба ВС находятся на радиалах, расходящихся под углом не менее 15°, и по крайней мере одно ВС находится на расстоянии 28 км (15м. миль) или более от этого средства;

b) NDB: оба воздушных судна находятся на линиях пути приближения к NDB или удаления от NDB, расходящихся под углом не менее 30°, и по крайней мере одно воздушное судно находится на расстоянии 28 км (15м. миль) или более от этого средства;

c) навигация методом счисления: оба воздушных судна находятся на линиях пути, расходящихся под углом не менее 45°, и по крайней мере одно воздушное судно находится на расстоянии 28 км (15 м. миль) или более от точки пересечения этих линий пути, причем эта точка определяется либо визуально, либо путем ориентирования с помощью навигационного средства, и оба воздушных судна удаляются от пересечения;

d) полеты с использованием RNAV: оба воздушных судна находятся на линиях пути, расходящихся под углом не менее 15°, и защищенное воздушное пространство линии пути одного воздушного судна не перекрывает защищенное воздушное пространство линии пути другого воздушного судна. Это определяется на основе угловой разницы между двумя линиями пути и соответствующего значения защищенного воздушного пространства. Полученное значение выражается в виде расстояния от точки пересечения двух линий пути, на которых обеспечивается боковое эшелонирование.

Использование различных навигационных средств или методов. Боковое эшелонирование воздушных судов, использующих различные навигационные средства, или в тех случаях, когда одно воздушное судно использует оборудование RNAV, обеспечивается путем недопущения перекрытия защищенных зон воздушного пространства, установленных для данного навигационного средства или типа RNP.

При пересекающихся линиях пути точки входа в зону и точки выхода из зоны, в которой боковое расстояние между линиями пути меньше требуемого минимума, называются точками бокового эшелонирования. Зона, ограниченная точками бокового эшелонирования, называется зоной конфликта. Боковое эшелонирование двух воздушных судов обеспечивается в том случае, когда по крайней мере одно из воздушных судов находится вне зоны конфликта.

Примечание. Точки бокового эшелонирования рассчитываются по формуле:

l = Sy / sinθ,

где Sy — боковое расстояние между линями пути, равное минимуму бокового эшелонирования;

l - расстояние между точкой бокового эшелонирования и пересечением;

θ — угол между линиями пути.

Продольное эшелонирование (по расстоянию или по времени)

Заключается в рассредоточении самолетов, летящих по одному маршруту или одной воздушной трассе на одной высоте, но с соблюдением обязательного временного интервала или безопасного расстояния между самолетами. Обеспечивается выдерживанием скорости полета (например, установлением числа Маха) либо выполнением экипажами требований диспетчера пролетать назначенный пункт обязательного донесения в заданное время или ожидать в районе пункта обязательного донесения в течение ука­занного времени.

Продольное эшелонирование сверхзвуковых воздушных судов на этапе околозвукового разгона или сверхзвукового полета должно обычно достигаться за счет соответствующего выбора времени начала околозвукового разгона, а не за счет введения ограничений скорости при сверхзвуковом полете.

Термины продольного эшелонирования:

a) Одна и та же линия пути - линии пути одного направления и пересекающиеся линии пути или их участки, угловая разница которых составляет менее 45° или более 315° и защищенные зоны воздушного пространства которых перекрываются.

b) Линии пути, идущие в противоположных направлениях - линии пути противоположного направления или пересекающиеся линии пути или их участки, угловая разница которых составляет более 135°, но менее 225° и защищенные зоны воздушного пространства которых перекрываются.

с) Пересекающиеся линии пути - пересекающиеся линии пути или их участки, кроме указанных в подпунктах а) и b) выше.

Минимумы продольного эшелонирования, основанные на времени

1. ВС, выдерживающие один и тот же эшелон:

1.1. На одной линии пути:

а) 15 мин;

б) 10 мин, если навигационные средства позволяют часто определять местоположение и скорость;

в) 5 мин в перечисленных ниже случаях при условии, что в каждом случае следующее впереди ВС выдерживает истинную воздушную скорость, превышающую на 37 км/ч (20 уз) или более скорость следующего за ним ВС:

- между ВС, вылетевшими с одного и того же аэродрома;

- между следующими по маршруту ВС, которые доложили о пролете одной и той же конкретной основной точки;

- между вылетевшим ВС и ВС, следующим по маршруту, после того, как находящееся на маршруте ВС доложило о пролете контрольной точки, которая расположена по отношению к пункту вылета в таком месте, которое гарантирует возможность установления 5-минутного интервала в момент выхода вылетающего ВС на данный маршрут;

- 3 мин в случаях, перечисленных в подпункте с), при условии, что в каждом случае следующее впереди воздушное судно выдерживает истинную воздушную скорость, превышающую на 74 км/ч (40 уз) или более скорость следующего за ним воздушного судна

1.2. Пересекающиеся линии пути

а) 15 мин в точке пересечения линий пути;

б) 10 мин, если навигационные средства позволяют часто определять местоположение и скорость.

1.2. а) 15-минутный интервал между ВС на пересекающихся линиях пути и на одном эшелоне 1.2. б) 10-минутный интервал между ВС на пересекающихся линиях пути и на одном эшелоне

2. Набирающие высоту или снижающиеся ВС

2.1. На одной линии пути:

а) 15 мин при отсутствии вертикального эшелонирования;

15-мин интервал между ВС, набирающими высоту, и ВС, на той же линии пути, снижающимися ВС и ВС на той же линии пути

б) 10 мин при отсутствии вертикального эшелонирования при условии, что такое эшелонирование разрешается только там, где навигационные средства позволяют часто определять местоположение и скорость;

в) 5 мин при отсутствии вертикального эшелонирования при условии, что изменение эшелона начинается в пределах десяти минут со времени представления вторым воздушным судном донесения о пролете конкретного пункта передачи донесений.

5-мин интервал между ВС в наборе и ВС на той же линии пути, снижающимися ВС и ВС на той же линии пути

2.2. Пересекающиеся линии пути

а) 15 мин при отсутствии вертикального эшелонирования;

15-мин интервал между ВС в наборе и ВС на пересекающихся линиях пути, снижающимися ВС и ВС на пересекающихся линиях пути

б) 10 мин при отсутствии вертикального эшелонирования, если навигационные средства позволяют часто определять местоположение и скорость.

10-мин интервал между ВС в наборе и ВС на пересекающихся линиях пути, снижающимися ВС и ВС на пересекающихся линиях пути

3. Линии пути в противоположных направлениях

Там, где не обеспечивается боковое эшелонирование, обеспечивается вертикальное эшелонирование в течение по крайней мере 10 мин до и после расчетного времени, когда ВС должны пройти одно мимо другого, или расчетного времени, когда они прошли одно мимо другого. Если установлено, что ВС уже разошлись одно с другим, данный минимум применять не нужно.

Минимумы продольного эшелонирования при использовании дальномерного оборудования (DME), основанные на расстоянии

Обеспечивается путем выдерживания между сообщаемыми местоположениями ВС расстояния (по DME в сочетании с другими навигационными средствами), которое не должно быть меньше установленных значений. Между диспетчером и пилотом обязательно поддерживается прямая связь.

1. ВС на одном крейсерском эшелоне:

1.1. На одной линии пути:

а) 37 км (20 м. миль) при условии, что:

1) каждое воздушное судно использует станции DME, расположенные на одной и той же "линии пути", и

2) эшелонирование проверяется путем одновременного получения от ВС данных о показаниях DME через короткие промежутки времени с целью гарантирования соблюдения минимума;

б) 19 км (10 м. миль) при условии, что:

1) следующее впереди воздушное судно выдерживает истинную воздушную скорость, которая на 37 км/ч (20 уз) или более превышает скорость следующего за ним воздушного судна,

2) каждое воздушное судно использует станции DME, расположенные на одной и той же "линии пути", и

3) эшелонирование проверяется путем одновременного получения от воздушных судов данных о показаниях DME через такие промежутки времени, которые необходимы для гарантирования того, что минимум установлен и будет соблюден.

1.2 Пересекающиеся линии пути. То же, что и для одной линии пути (предыдущий пункт), при условии, что каждое ВС сообщает о расстоянии от него до станции, расположенной в точке пересечения линий пути и что относительный угол между линиями пути составляет менее 90°.

При использовании DME: Интервал 37 км (20 м. миль) между ВС на пересекающихся линиях пути и на одном эшелоне. Интервал 19 км (10 м. миль) между ВС на пересекающихся линиях пути и на одном эшелоне.

2. ВС в наборе или в снижении по одной и той же линии пути: 19 км (10м. миль) при отсутствии вертикального эшелонирования при условии, что:

а) каждое ВС использует станции DME, расположенные "на линии пути";

б) одно ВС выдерживает определенный эшелон в период времени, когда отсутствует вертикальное эшелонирование; и

в) эшелонирование определяется путем одновременного получения от ВС данных о показаниях DME.

При использовании DME: Интервал 19 км (10 м. миль) между ВС в наборе, и ВС на той же линии пути. Между снижающимися ВС и ВС на той же линии пути.

3. ВС, следующие по противоположным направлениям. ВС, использующим станцию DME, расположенную на "линии пути", можно разрешать набор высоты или снижение до эшелонов, занятых другими ВС, использующими станцию DME, расположенную "на линии пути", или ниже этих эшелонов при условии, что эти ВС разошлись друг с другом и находятся по крайней мере в 10 м. милях друг от друга.

Минимумы продольного эшелонирования при использовании метода числа Маха, основанные на времени

Турбореактивные ВС выдерживают число Маха, установленное органом ОВД, и запрашивают разрешение органа УВД на какое-либо изменение этой скорости или как можно раньше предупреждают о выполненном изменении (например, вследствие турбулентности) или невозможности установки требуемого числа М (если ЛТХ ВС не позволяют).

При применении метода числа Маха минимум продольного эшелонирования турбореактивных ВС, находящихся на одной и той же линии пути (горизонтальный полет/набор высоты/снижение), составляет:

от 10 мин и до 5 мин при увеличении скорости впереди идущего ВС на 0,01М (начиная с 9 мин – на 0,02М).

Бывают также такие основанные на расстоянии минимумы продольного эшелонирования:

- при использовании метода числа Маха и RNAV

- при использовании RNAV, если указан тип RNP

- в условиях RNP/RNAV без использования ADS

- в условиях RNP/RNAV с использованием ADS

Минимальное эшелонирование вылетающих ВС

Для расходящихся и параллельных ВПП используются такие схем:

 
а) 1-минутный интервал между вылетающими воздушными судами, следующими по линиям пути, расходящимся под углом не менее 45°   б) 2-минутный интервал между воздушными судами, следующими по одной и той же линии пути

При наличии турбулентности в следе минимумы эшелонирования основываются на разбивке типов воздушных судов в соответствии с максимальной сертифицированной взлетной массой на три категории:

а) ТЯЖЕЛЫЕ (Н) - >= 136 000 кг;

б) СРЕДНИЕ (М) - 7000 - 136 000 кг;

в) ЛЕГКИЕ (L) - <=7000.

Следующее впереди воздушное судно Следующее позади воздушное судно Минимумы радиолокационного эшелонирования, связанные с турбулентностью в следе
ТЯЖЕЛОЕ ТЯЖЕЛОЕ СРЕДНЕЕ ЛЕГКОЕ 7,4 км (4,0 м. мили) 9,3 км (5,0 м. мили) 11,1 км (6,0)
СРЕДНЕЕ ЛЕГКОЕ 9,3 км (5,0 м. мили)

Скорость: Основанные на истинной воздушной скорости (TAS) расчета разности скоростей ВС во время набора высоты не всегда могут быть достаточно точными для определения возможности применения указанного правила, и в таком случае может оказаться более целесообразным основывать расчеты на приборной воздушной скорости (IAS).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: