Проблемы существуют как общие, так и специфические.
Общие проблемы присущи всем странам мира. Это проблемы:
- безопасности;
- экономичности;
- регулярности полетов;
- человеческий и технический факторы.
Специфические проблемы свойственны ряду стран или отдельной стране в силу тех или иных экономических обстоятельств. Для Украины это:
- несовершенство структуры ВП (не соответствует стандартам ICAO);
- несовершенство инфраструктуры обслуживания ВД;
- недостаточный уровень оснащенности системы ОВД;
- недостаточная подготовка части диспетчеров (использование англ. языка в деятельности);
- морально-техническая отсталость технических средств, выработка ресурса.
Особое внимание развитию АНО уделяется в странах Западной Европы, поскольку устранимые потери из-за несовершенства системы АНО составляют $5 млрд. в год (в основном это связано с задержками ВС). Над разрешением этой проблемы работает ряд европейских организаций:
- Eurocontrol (European Organization for the Safety of Air Navigation, Европейская организация по безопасности полетов). Была создана изначально 6 государствами, а сейчас в нее входят 26 государств.
|
|
- ECAC (European Conference of Civil Aviation). В нее входят 36 государств Европы. Украина является членом ECAC с 15 дек 1999 г (в ICAO с 1992 г).
По правилам ИКАО нет понятия "Управление воздушным движением", применяется термин " Обслуживание воздушного движения " (ОВД). В Приложении 11 к Чикагской Конвенции дается понятие ОВД (Air Traffic Servic - ATS), его целях и задачах. Роль ОВД сводится к информированию экипажей воздушных судов (ВС) об условиях воздушной обстановки и воздушного движения, передаче им соответствующих рекомендаций. ОВД не несет ответственности за предотвращение столкновений ВС с земной поверхностью и препятствиями на ней во время полета по маршруту и в аэродромных зонах. Ответственность за это полностью возложена на командира ВС. ОВД выполняет следующие задачи:
Предупреждение столкновений между ВС.
Предотвращение столкновений между ВС, находящимися в районе маневрирования аэродрома и с препятствиями на местности.
Ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения в диспетчерских зонах.
Предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов.
Уведомление соответствующих органов о ВС, нуждающихся в помощи и спасении, а также оказание этим организациям необходимого содействия.
В правилах ИКАО предусматривается несколько видов ОВД с различной степенью ответственности за безопасность полетов:
Летно - информационное обслуживание.
Диспетчерское обслуживание.
|
|
Консультативное обслуживание.
Аварийное обслуживание.
Виды применяемого обслуживания зависят от характера местности, интенсивности воздушного движения, оборудования, метеоусловий и так далее.
Для осуществления задач ОВД в каждом государстве создается национальная служба ОВД. В ряде стран, тесно связанных между собой, созданы межгосударственные службы ОВД (Евроконтроль, ASESNA).
ATS | Air Traffic Serice | AS | Alerting Service |
FIS | Flight Information Service | ACC | Area Control Center |
ATAS | Air Traffic Advisore Service | APP | Approach |
ATCS | Air Traffic Control Service | ATC | Airdrome Traffic Controll |
ЛЕТНО - ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Летно - информационным ОВД (FIS) обеспечиваются все ВС, летающие над территорией любого государства в любой точке воздушного пространства. В некоторых государствах при недостатке средств технического контроля этот вид ОВД является основным и единственным. FIS предусматривает предоставление экипажам ВС информации и советов, способствующих безопасности полетов, и включает:
Опубликование (передачу) данных о состоянии аэродромов.
Передачу информации об опасности для полетов.
Обеспечение метеорологической информацией перед полетом и в полете.
Передачу информации SIGMET.
Опубликование информации о состоянии технических средств аэронавигации и ОВД.
Кроме того, для экипажей ВС по их требованию, предоставляется любая информация, касающаяся безопасности полетов.
FIS возлагается на FIC (Flight Information Center) - центры полетной информации.
Виды FIS:
ATIS (Automatic Terminal Information Servise) - информация об аэропортах для прилетающих и улетающих экипажей.
Передачи на КВ и УКВ частотах при оперативном ОВД - OFIS.
Автоматическое летно - информационное обслуживание (AFIS) - вещание записанной информации на определенной частоте (только летная информация).
Сообщения OFIS типа "запрос - ответ".
TIBA (Traffic Information Broadcast Aircraft) - радиовещание воздушным судам о движении воздушных судов.
ДИСПЕТЧЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Диспетчерское ОВД (Air Traffic Control Service - ATCS) - основной и наиболее распространенный вид ОВД. Предусмотрен для всех полетов в контролируемом воздушном пространстве (по ПВП и ППП). Обеспечивает:
Предупреждение самолетов от столкновении в воздухе и на земле.
Координацию и поддержание порядка воздушного движения для обеспечения наибольшей пропускной способности.
Диспетчерское ОВД включает:
Районное диспетчерское обслуживание (Area Control Service), которое осуществляется районным диспетчерским центром (ACC) в воздушном пространстве диспетчерского центра: на трассах и в узловых диспетчерских районах.
АСС оборудован всеми техническими средствами связи и контроля, буквопечатной связью. Он контролирует движение каждого ВС по выполнению им представленного плана полета. При необходимости АСС корректирует траекторию полета и график движения ВС. АСС подводит ВС к аэродрому посадки и на рубеже передачи управления передает ВС диспетчеру подхода.
АСС может быть разбит на секторы по направлениям и высотам. Каждый сектор работает на своей частоте. В этом случае есть еще и диспетчер - координатор, который стыкует ВС, прибывающие из разных секторов. Он координирует свою работу с диспетчером посадки, назначает эшелоны и интервалы между ВС.
Диспетчерское обслуживание подхода (Approach Control Service). Является промежуточным звеном между районным и аэродромным диспетчерским обслуживанием. Обеспечивается диспетчером подхода (APP). Рубежи передачи управления (диапазон действия ААР) зависят от многих факторов и рассматривается дополнительно.
Аэродромное диспетчерское обслуживание (Airdrome Control Service) предназначено для обеспечения прилетающих и вылетающих экипажей диспетчерским разрешением и различной информацией, направленной на поддержание порядка на маневренной площади аэродрома и в зоне аэродрома с целью предупреждения столкновений между ВС.
|
|
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Консультативное ОВД (ATAS) обладает большей действенностью, чем FIS, так как выдает экипажу дополнительную консультативную информацию, сопровождающуюся рекомендациями:
Об общем воздушном движении.
Время вылета и эшелон полета.
Рекомендуемые эволюции во избежание столкновения.
Об условиях полета.
Об обходе гроз.
Ключевые понятия данного ОВД - "советую", "рекомендую", "предлагаю".
ATAS применяется в некоторых, мало оборудованных техническими средствами контроля, районах на специальных консультативных маршрутах, установленных государствами.
Экипажи ВС при ATAS могут действовать в соответствии с полученными рекомендациями, или по своему усмотрению, обязательно сообщив об этом диспетчеру немедленно.
АВАРИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
Аварийное ОВД - AS (иногда в документах пишется EN - Emergency Notice) предусматривает оповещение соответствующих органов о ВС, нуждающихся в поиске, спасении и оказании помощи. Направлено на оказание всесторонней помощи ВС, терпящим бедствие. Обеспечивается в любой точке района полетной информации (Flight Information Region - FIR). Полеты без аварийного ОВД запрещаются!
Объем развертывания поисков и спасательных работ определяется органами ОВД, которые немедленно уведомляют координационные центры поиска и спасания.
Аварийное оповещение подается в следующих случаях:
Если от экипажа ВС получено сообщение о бедствии или аварийном состоянии.
Если служба ОВД обнаружила аварийные обстоятельства, соответствующие "Стадиям критических условий в воздушном движении", установленным Приложением 11 к Чикагской Конвенции.
Стадии критических условий:
INSERFA (неопределенность):
- донесение от экипажа отсутствует в течение 30 минут;
- ВС не прибыло в аэропорт назначения в течение 30 минут после расчетного времени прибытия.
ALERFA (тревога):
- после объявления INSERFA неоднократные попытки уточнить местонахождение ВС не удались;
|
|
- ВС дано разрешение на посадку, но в течение 5 минут после расчетного времени оно посадку не совершило и связь с ним не установлена;
- получено донесение от экипажа ВС об ухудшении полетоспособности, однако не настолько, чтобы могла потребоваться вынужденная посадка;
- при актах незаконного вмешательства.
DESTERFA (бедствие):
- после объявления ALERFA неоднократные попытки уточнить местонахождение ВС и установить с ним связь не удались;
- получено донесение от экипажа ВС об ухудшении полетоспособности настолько, что вероятна вынужденная посадка;
- имеется обоснованная уверенность, или получено донесение от экипажа ВС о том, что совершена вынужденная посадка.
Работы по поиску и спасанию осуществляет центр поиска и спасания, который имеет свой район действий и оперативную связь со всеми службами движения. Размещен, как правило, в центре диспетчерского района АСС.