Личность: сущность, структура, организационное поведение

ПЛАН

2.1. Личность: сущность, структура, организационное поведение.

2.2. Классификация персонала организации.

2.3. Структура персонала организации.

2.4. Показатели численности персонала организации.

2.5Требования к профессионально-квалификационному уровню работников.

2.6 Компетентность работника: сущность, виды.

Человек вступает на предприятие с набором ценностей, определенным отношением к социальным явлениям и деятельности как сформированная личность, которая имеет собственную позицию.

Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, которые характеризуют человека и разрешают ей активно и сознательно действовать.

Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств составляет ее первое свойство. Вторым свойством является активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. Третье свойство состоит в стойкости, которая разрешает прогнозировать поведение личности, т.е. действия, которые выражают ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих.

Черты личности формируются под влиянием естественных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов оказывает содействие успешному управлению подчиненными, прогнозированию их поведения и целенаправленному влиянию на него.

Видение мира, его восприятия обуславливают уровень мотивации и поведение личности (рис. 2.1).

В структуре личности можно выделить четыре блока характеристик (рис. 2.2):

• биологический блок: включает характеристики личности, обусловленные ее биологическими особенностями (пол, возраст, тип нервной системы, темперамент, физическое здоровье);

• психологический блок: включает характеристики личности, обусловленные основными психическими процессами, которые лежат в основе уровня психического развития человека и его познавательных (умственных) способностей (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, язык, эмоции);

• педагогический блок: объединяет характеристики жизненного опыта человека - общего, профессионального, социального (знание, умение, навыки и привычки);

• социально-психологический блок: характеризует мотивационную сферу личности и содержит в себе систему потребностей, мотивов, отношений, моральных норм, жизненных ценностей (желание, интересы, намерения, стремление, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение).

На формирование организационного поведения личности влияют такие факторы:

• демографические (определяют поведение в зависимости от пола и возраста);

• биопсихологические (определяют поведение в зависимости от индивидуальных особенностей человека);

• социально-психологические (определяют поведение в зависимости от взаимоотношений индивидов);

• культурологические (определяют поведение в зависимости от элементов культуры, характерной для данного общества).

Характерные особенности личности, связанные с ее поведением в предприятии, приведенные в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Характерные особенности личности, которые связаны с ее поведением в предприятии

Характерные черты Особенности поведения
1. Интернализм Человек считает, что сам контролирует свои действия, руководит ими; обнаруживает большую заинтересованность и удовлетворенность работой. В собственных неудачах не предъявляет обвинение окружению и стремится самостоятельно контролировать ситуацию. Мотивирован на достижения
2.Екстернализм Человек считает, что его жизнь контролируется внешними силами и его судьба зависит от удачи и внешних обстоятельств. Он менее удовлетворен своей работой и более отчужден от рабочего окружения. Человек полагается на обстоятельства и расценивает себя как такого, что не может влиять на ситуацию, которая является важной для него
3. Авторитаризм Это убеждение, что между людьми в предприятии должны быть расхождения в статусе и должностной иерархии. Авторитарное лицо отрицательно воспринимает работу, выполнение которой требует чуткости к другим людям, толерантности и способности адаптироваться к сложным обстоятельствам, которые изменяются. Когда успех работы зависит от четкого соблюдения правил и инструкций, высоко авторитарное лицо может выполнять работу очень хорошо
4. Маккиавелизм Человек верит, что цель оправдывает средства ее достижения. Такой человек является прагматиком. Его поведение не всегда совпадает с этическими нормами бизнеса. Если можно ожидать значительное вознаграждение за результаты работы, лица, которых называют "высокие Маки", очень продуктивные. Когда отсутствуют четкие стандарты выполнения работы, или цели не оправдывают средств, то прогнозировать результативность "высокого Мака" тяжело
5. Ориентация на достижение Человек постоянно стремится выполнять работу лучше, самостоятельно одолевать трудности; хочет ощущать, что успехи или неудачи в значительной мере зависят от нее лично. Получает наслаждение от выполнения сложных задач, которые содержат в себе вызов. Вместе с тем она избегает работы, которая имеет малый шанс на успех. Она быстро реагирует на обратную связь и хорошо контролирует результаты собственного выполнения работы
6. Склонность к риску Человек с высоким уровнем склонности к риску быстрее принимает решение и пользуется меньшим объемом информации, чтобы сделать выбор. Склонность к риску может привести к более эффективному выполнению работы при условиях необходимости быстрого принятия решений менеджер, брокер), но может стать помехой бухгалтеру, который выполняет аудиторскую работу

Личность выступает продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений из-за активной предметной деятельности и общения.

Необходимо различать такие понятия, как: гармоническое развитие личности и профессиональное развитие личности. При этом понятие "профессиональное развитие личности" является более узким.

Так, под гармоническим развитием личности нужно, понимать процесс усовершенствования ее моральных, психологических, социальных, профессиональных и физических качеств в их единстве, которое обеспечивает более эффективную производственную деятельность человека.

Профессиональное развитие личности - это процесс ее подготовки к работе по определенной профессии.

Понятие "индивидуальность" характеризует интегральное свойство человека, который объединяет его естественные и личностные особенности. Из-за индивидуальности раскрываются: своеобразность личности, ее способности, лучшая сфера деятельности.

В индивидуальности можно выделить:

• базовые свойства: объединение естественных и сформированных в процессе воспитания и общение черт (через них раскрываются такие характеристики психики, как: эмоциональность, активность, тип реакций, чувствительность и формируется стиль поведения личности);

• программирующие свойства (интеллект, самосознание, направленность). На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет. Психологический портрет личности включает такие характеристики: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: