Охрана государственной тайны

Конституция Российской Федерации (ст. 29) гарантирует каждо­му гражданину право свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространять информацию любым законным способом. Вместе с тем Конституция закрепляет право граждан, предприятий и организаций, государства на тайну.

В числе видов тайн, охраняемых законом, наибольшее значение имеют государственная и коммерческая тайна, и тайна частной жизни.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 6 октября 1997 г.) государст­венной тайной признаются защищаемые государством сведения в об­ласти его военной, внешнеполитической, экономической, разведыва­тельной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятель­ности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К государственной тайне относятся:

1. сведения о содержании стратегических и оперативных планов, о разработке, производстве и объемах хранения и утилизации ядер­ных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и др.;

2. сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданской обо­роны, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное значение и проч.);

3. сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической дея­тельности, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задол­женности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4. сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудни­чавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и сред­ствах защиты секретной информации и др.

В Законе «О государственной тайне» специально оговаривается, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречива­нию сведения о чрезвычайных происшествиях и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, о со­стоянии преступности, о привилегиях и льготах, представляемым го­сударством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учрежде­ниям и организациям, о фактах нарушения нрав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности.

Как указано в ст. 10 Закона «О государственной тайне», отнесение к государственной тайне информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, возможно только в том случае, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне.

Этот Пере­чень состоит из четырех разделов:

1. сведения в военной области;

2. све­дения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;

3. сведения в области экономики, науки и техники;

4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Перечень утверждается указом Президента Российской Федерации и публикуется в доступных для граждан изданиях. Так, действующий в настоящее время Перечень сведений, отнесенных к го­сударственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. В Перечень в зависимости от конкретной ситуации в стране могут вноситься определенные изменения и дополнения. Этими во­просами занимается Межведомственная комиссия по защите государ­ственной тайны.

Комиссии представлено право: формировать пере­чень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; фор­мировать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; подготавливать и представлять в Правительство РФ нормативные и методические документы, обеспечивающие реализацию федерального законодательства о государственной тайне; разрабатывать предложе­ния по совершенствованию защиты государственной тайны; опреде­лять порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих го­сударственную тайну; рассматривать запросы органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреж­дений, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесен­ных к государственной тайне; принимать решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, предпри­ятием, учреждением и организацией сведений, составляющих государ­ственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственнос­ти, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений составляющих государственную тайну, другому органу государствен­ной власти, органу местного самоуправления, предприятию, учрежде­нию, организации; давать заключения на решения руководителей ор­ганов государственной власти, связанные с изменением действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут при­вести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; опротестовывать предложения о продлении 30-летнего срок; засекречивания сведений, составляющих государственную тайну.

В состав Межведомственной комиссии входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Прези­дента РФ, Аппарата Правительства РФ.

Большое практическое значение в настоящее время приобретает вопрос о доступе должностных лиц и граждан России к государственной тайне. Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назна­чены на эти должности только после оформления допуска по соответ­ствующей форме.

В зависимости от уровня секретности сведений, составляющих государственную тайну, установлены три формы допуска:

первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ РФ и ее террито­риальными органами. Допуск граждан по третьей форме осуществля­ется руководителем организации, где работает гражданин.

Статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» гласит, что до­пуск граждан к государственной тайне осуществляется в доброволь­ном порядке и предусматривает:

1. принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, состав­ляющих государственную тайну;

2. согласие на частичные временные ог­раничения их прав;

3. письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий. Объем про­верочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформленное лицо.

Закон «О государственной тайне» (ст. 22) называет ряд оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне. Среди них: признание судом гражданина недееспособным, особо опасным реци­дивистом; постоянное проживание гражданина и его родственников за рубежом; наличие у гражданина судимости и т.п.

Для определенной категории граждан существует особый порядок допуска к государственной тайне. Среди этих граждан члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, адвокаты, участ­вующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государст­венную тайну, без оформления допуска.

Конечно, это не означает, что указанная категория лиц не может быть привлечена к ответственности за нарушение государственной тайны. В частности, нарушение госу­дарственной тайны любым лицом, обладающим этой тайной, может повлечь за собой привлечение виновного к уголовной ответственнос­ти.

Так, разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутст­вии признаков государственной измены, в соответствий со ст. 283 УК России наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной де­ятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, по­влекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Под тяжкими последствиями следует понимать переход сек­ретных сведений в руки иностранной разведки, срыв вследствие раз­глашения важных государственных мероприятий, проверка стратеги­ческих научных исследований и разработок, необходимость переосна­щения военных объектов и т.п.

Наряду с разглашением государственной тайны уголовно наказуе­мой является утрата документов, содержащих государственную тайну. Суть этого деяния состоит в нарушении лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержа­щими государственную тайну документами, а равно с предметами, све­дения о которых составляют государственную тайну, если это повлек­ло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствии.

Утрата документов, содержащих государственную тайну, наказывает­ся ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью на срок до трех лет или без та­кового.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: