double arrow

Общие положения экологического права

План

Тема №8 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

1. Общие положения экологического права.

2. Ответственностьза нарушение природоохранительного законодательства.

3. Экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности.

В процессе осуществления хозяйственной, военной, управ­ленческой и иной деятельности человек может оказывать и оказывает отрицательное воздействие на окружающую при­родную среду, в результате чего уменьшаются не восполняемые природные ресурсы, ухудшаются условия жизни людей.

Отно­шения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей природной среды (экологические отношения), регулируются отдельной отраслью права - экологическим правом. Часть этих отношений - отношения по использова­нию обществом природных ресурсов (право природопользо­вания), другая часть - отношения по охране окружающей природной среды (природоохранительное право).

Экологическое право – это совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде.

При регулировании экологических отношений использу­ются известные методы правового регулирования обществен­ных отношений.

В первую очередь это административно-правовой метод регулирования общественных отношений, ос­нованный на подчинении одной стороны другой, т.е. одна сторона, наделенная властью (соответствующий орган государст­венного управления), в одностороннем порядке устанавливает правила поведения, обязательные для другой стороны.

Приме­нительно к охране окружающей природной среды это установление предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ, загрязняющих окружающую среду, лицензирование отдельных видов деятельности, оказывающих на нее воздействие.

Другим широко используемым методом правового регули­рования экологических отношений является гражданско-правовой метод, при котором участвующие в правоотношении лица занимают по отношению друг к другу равное, а не под­чиненное положение. Наиболее полно этот метод проявляется при заключении таких договоров, как договор аренды земель­ного участка, аренды участка лесного фонда, договор пользо­вания водным объектом и т.п.

Уголовно-правовой метод, устанавливающий под страхом уголовного преследования ряд запретов на совершение дейст­вий, наносящих вред окружающей природной среде или здо­ровью человека, используется также при регулировании эко­логических отношений. Уголовный кодекс РФ содержит специальную главу «Экологические преступления».

Источником экологического права, обладающим высшей юридической силой, является Конституция Российской Феде­рации, установившая, что природные ресурсы, включая землю, используются и охраняются в России как основа жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей терри­тории (п. 1 ст. 9).

Другим важным конституционным положе­нием является то, что каждый человек имеет право на благо­приятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В то же время Конституция РФ (ст. 58) устанавливает и обязанность каждого сохранять природу и окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам.

Конституционные основы экологического права получают дальнейшее развитие и закрепление в федеральных законах: «Об охране окружающей природ­ной среды», «Об экологической экспер­тизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О животном мире» и др. Специальные нормы о праве пользования и охране природных ресурсов содержат Зе­мельный, Лесной и Водный кодексы Российской Федерации.

Источником экологического права являются также Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

В пределах своей компетенции издают нормативные акты по охране окружающей среды, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей при­родной среды: Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей природной среды, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный земельный комитет Российской Федерации и др.

Определенной компетенцией в регулировании экологиче­ских отношений обладают законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Основными принципами экологического права являются:

1.приоритет охраны жизни и здоровья человека;

2. обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения;

3. научно обоснованное сочетание экологических и экономиче­ских интересов общества;

4. рациональное использование при­родных ресурсов;

5. неотвратимость наступления ответственно­сти за экологические правонарушения;

6. гласность в работе с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

7. международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Закон об охране окружающей природной среды перечис­ляет объектыохраны окружающей природной среды:

1. естест­венные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

2. земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосфер­ный воздух, леса и иная растительность, животный мир, мик­роорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

3. го­сударственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Сведения об этих и других природных объектах включают­ся в государственные кадастры, составление и ведение кото­рых возложено на соответствующие государственные органы. Так, ведение государственного земельного кадастра осуществ­ляется Государственным комитетом РФ по земельным ресур­сам и землеустройству, государственного лесного кадастра - Федеральной службой лесного хозяйства.

Ведутся и другие го­сударственные кадастры, в том числе государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный водный кадастр, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

Государственный кадастр представляет собой свод сведе­ний экологического и экономического характера об объектах, а также сведения о собственниках, пользователях и других субъектах прав в отношении этих объектов. Эти сведения ис­пользуются для оценки стоимости объектов, определения раз­мера платы за пользование этим объектом, при принятии других решений, связанных с этими объектами.

Правовой режим природных объектов (природных ресур­сов) определяется теми правами и обязанностями, которые мо­гут принадлежать участникам экологических правоотноше­ний. В первую очередь он зависит от того, находится ли объект в собственности или предоставлен только в пользование.

Со­держание права собственности на природные объекты опреде­ляется гражданским законодательством, в то время как содер­жание права пользования природными объектами - право природопользования - устанавливается в отношении каждого объекта особо, отдельными федеральными законами.

Так, ст. 80 Лесного кодекса РФ перечисляет виды лесопользования и среди них такие, как заготовка древесины, живицы и других лесных ресурсов, побочное лесопользование (сенокошение, сбор дикорастущих плодов и ягод) и т.д. Аналогично опреде­ляется содержание права пользования другими природными ресурсами.

Различают право общего и специального природопользо­вания.

Право общего природопользования предоставляется всем без исключения, в то время как право специального природополь­зования возникает на основе выдачи соответствующим госу­дарственным органом лицензии (разрешения) и заключения со­ответствующего договора, например договора аренды земель­ного участка, договора концессии участка лесного фонда и т.д.

Одним из принципов права природопользования является платность пользования природными ресурсами. Что установлено Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами», постановлением Правительства РФ от 29 сентяб­ря 1997 г. «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах».

Плата взимается не только за пра­во пользования природными ресурсами, но и за выбросы вред­ных веществ, размещение отходов как в пределах установлен­ных лимитов, так и за сверх нормативные выбросы, но уже в повышенных размерах (Закон об охране окружающей природной среды).

Эти средства концентрируются во внебюд­жетных государственных экологических фондах и расходуются на оздоровление окружающей природной среды, воспроизвод­ство природных ресурсов и другие цели.

Составляющим элементом механизма правового регулиро­вания экологических отношений является нормирование каче­ства окружающей природной среды, представляющее собой ус­тановление предельно допустимых норм воздействия на окру­жающую природную среду.

В том числе нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ; нормати­вов предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативов предельно допустимых уровней шума, виб­рации, магнитных полей, радиационного и иных вредных фи­зических воздействий; предельно допустимых остаточных ко­личеств химических веществ в продуктах питания; предельно допустимых норм нагрузки на окружающую природную среду; нормативов санитарных и защитных зон для охраны водоемов и иных источников водоснабжения и т.п. объектов.

С целью проверки в процессе хозяйственной и иной дея­тельности установленных норм и правил по охране окружаю­щей природной среды обязательным является проведение госу­дарственной экологической экспертизы.

Эта экспертиза должна пред­шествовать принятию любого хозяйственного решения, осу­ществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. Порядок ее проведения опре­делен Федеральным законом «Об экологической экспертизе». После утверждения результатов государственной экологической экспертизы может быть проведена общественная экологи­ческая экспертиза.

Если экологическая экспертиза предшествует принятию хо­зяйственного решения, то хозяйственная или иная деятель­ность подвергается экологическому контролю, который может быть государственным, производственным или обществен­ным.

Государственный экологическийконтроль осуществляет­ся высшими государственными органами Российской Феде­рации, а также специально уполномоченными органами: Го­сударственным комитетом РФ по охране окружающей среды, Государственным комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Федеральной службой лесного хозяйства и др., а также органами субъектов РФ.

Производственный эко­логический контроль проводится экологическими службами предприятий, общественный - профессиональными союзами и иными общественными объединениями, трудовыми коллек­тивами и гражданами.

2. Ответственностьза нарушение природоохранительного законодательства.

Ответственность за нарушение природоохранительного законодательства может быть дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско-правовой.

Дисциплинарная и материальная ответст­венность за нарушение природоохранительного законода­тельства наступает в соответствии с нормами трудового зако­нодательства.

Дисциплинарную ответственность несут в пер­вую очередь должностные лица за нарушение нормативов ка­чества окружающей природной среды и требований природо­охранительного законодательства. В соответствии с ТК РФ к виновным лицам могут быть применены такие дис­циплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение.

Сущность материальной ответственности работника по трудовому законодательству заключается в обя­занности возместить ущерб, причиненный работником пред­приятию.

Применительно к охране окружающей природной среды ущерб, причиняемый работником предприятию (рабо­тодателю), заключается в тех расходах, которые предприятие несет в связи с экологическим правонарушением, совершенным по вине работника. Предприятие, возместив вред, причинен­ный окружающей природной среде по вине работника, вправе взыскать произведенные расходы непосредственно с работни­ка.

В зависимости от характера правонарушения материальная ответственность работника может быть либо ограниченной - не более среднего месячного заработка, либо полной - ущерб возмещается в полном размере.

Закон об охране окружающей природной среды перечисляет виды экологических правонарушений, за совер­шение которых наступает административная от­ветственность. Составы конкретных правонарушений и соответствующие меры административного воздействия определяются другими законодательными актами.

Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях включает главу 8, касающуюся административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды. В этой главе определены составы таких правонарушений, как бесхозяйственное исполь­зование земель;выброс загрязняющих веществ в атмо­сферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное воздействие на атмосферный воздух; эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышени­ем нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах и составы других экологических правонарушений, влекущих за собой административную ответственность.

За совершение административных, в том числе и экологи­ческих правонарушений, могут быть применены администра­тивные взыскания, перечисленные в Кодексе об админи­стративных правонарушениях: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося ору­дием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например, права охо­ты; административный арест.

Уголовная ответственность установлена (гл. 26 УК РФ) за: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); правил обращения с экологиче­ски опасными веществами и отходами (ст. 247); правил безо­пасности при обращении с микробиологическими либо други­ми биологическими агентами или токсинами (ст. 248); ветери­нарных правил и правил, установленных для борьбы с болез­нями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250), атмосферы (ст. 251), морской среды (ст. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); порчу земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконную добычу водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охра­ны рыбных запасов (ст. 257); незаконную охоту (ст. 258); унич­тожение критических местообитаний для организмов, занесен­ных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незакон­ную порубку деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261) и нарушение режима охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде, имуществу или личности гражданина, а также имущест­ву юридических лиц загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, нерациональным использовани­ем природных ресурсов, разрушением естественных экологиче­ских систем и другими экологическими правонарушениями осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства (гл. 59 ГК РФ).

Особенностью гражданско-правовой ответственности за причинение вреда является возмещение вреда в полном объеме (ст. 1064 ГК). Еще одной особенностью возмещения вреда по нормам гражданского права является то, что ответственность за причинение вреда может, наступать независимо от вины причинителя вреда, т.е. и при отсутствии его вины.

Так, независимо от вины согласно ст. 1079 ГК несут ответственность за причиненный вред юри­дические лица и граждане, деятельность которых связана с по­вышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).

Определение размера вреда, подлежащего возмещению, производится в соот­ветствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (Закон об ох­ране окружающей природной среды).

Суммы ущерба взыски­ваются по решению суда или арбитражного суда в пользу потерпевшей стороны (гражданина или юридического лица) для восстановления потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем, пользовании.

Вред взыскивается в денежной форме, но в отдельных случаях, с согласия сторон по решению суда или арбитражного суда, может быть возмещен в натуре путем воз­ложения на ответчика обязанности по восстановлению окру­жающей природной среды за счет его сил и средств. При нали­чии нескольких причинителей вреда его взыскание произво­дится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных и строительных орга­низаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: