Глоссарий. Лизинг (аренда) оборудования

Лизинг (Аренда) оборудования.

В. Расчет ожидаемой нормы прибыли

Данный расчет производится с целью определения ожидае­мой нормы прибыли при использовании имущества по лизингу в сравнении с ожидаемыми поступлениями от его эксплуатации на условиях закупки.

При проведении расчета в целях трощения сопоставимости результатов вводятся следующие поправки:

— производится оценочный расчет размера вложения капи­тала для варианта закупки будущего объекта лизинга.

— величина платежей по лизингу уменьшается на величину оценочной стоимости выплаты процентов по привлеченному для закупки имущества займу.

— совокупные доходы от использования имущества при закупке и при лизинге приравниваются.

При этом лизингополучатель в силу аналогичности процент­ных выплат по лизинговому соглашению платежам по займу, используемому для закупки имущества, определяет свою прибыль путем уменьшения валового дохода на сумму лизинго­вых платежей, не включающих в себя выплату процентов, а лизингодатель уменьшает свою прибыль на сумму амортизации.

Арендовать или покупать оборудование? Данная задача представляет собой специальный случай задачи измерения эффективности. Ее решение состоит в сравнении современных величин двух денежных потоков: платежей, связанных с приоб­ретением оборудования, и платежей, определяемых договором аренды.

Применяемая для дисконтирования ставка процентов должна быть равна рыночной стоимости кредита. Исключение состав­ляет дисконтирование остаточной стоимости оборудования здесь может применяться другая долгосрочная ставка (норматив рентабельности).

С появлением специализированного линейного флота, оснащен­ного большим количеством оборудования, широкую практику по­лучила аренда всех видов оборудования, и особенно, контейнеров. Появилось множество компаний, специализирующихся на лизинге, т. е. сдаче контейнеров в аренду судовладельцам и другим опера­торам. Они имеют широкую сеть специализированных агентов, а также свои депо для хранения и накапливания оборудования и по­этому способны осуществлять лизинговые операции практически во всех крупных портах мира.

Лизинг (аренда) оборудования стал неотъемлемой частью ли­нейного судоходства. Стремительное развитие лизинговых опера­ций объясняется тем, что аренда оборудования позволяет обойтись без значительных капитальных затрат и не замораживать средства в основных фондах, так как все затраты на аренду производятся за счет текущих расходов. Система оплаты аренды облегчает пла­нирование расходов, так как арендная плата вносится, как прави­ло, регулярно и имеет определенный размер. Сроки и размер арендных платежей оговариваются на весь период аренды, что защищает арендатора на случай инфляции.

В развитых капиталистических странах существует система за­конодательных норм, стимулирующая обновление промышленны­ми фирмами своих основных средств. Различают следующие основные формы аренды: финансовую и эксплуатационную.

В первом случае срок аренды непременно должен быть равен сроку службы оборудования, т. е. сумма арендных платежей долж­на быть Достаточной для того, чтобы арендодатель покрыл все ка­питальные затраты и получил прибыль на вложенный капитал. По условиям договора аренда не может быть прекращена, даже если арендатор не желает больше пользоваться оборудованием по при­чине его поломки, закрытия линии и т. д. Таким образом, финан­совая аренда может быть только долгосрочной.

При эксплуатационной форме аренды (operational leasing,), конкретный срок аренды не устанавливается. Контракт может быть заключен на любой период времени—от недели до года и более. Соответственно размер суточной ставки при эксплуатационной фор­ме аренды значительно выше, чем при финансовой, поскольку арендодатель должен учесть расходы на содержание оборудова­ния. Следовательно, при эксплуатационной форме аренды уровень ставок находится в прямой зависимости от коэффициента использования оборудования.*

Существуют два основных вида финансовой долгосрочной арен­ды: чистая аренда (true lease) и аренда с покупкой (purchase lease). Чистая аренда несколько дешевле аренды с покупкой, однако она связана с дополнительными расходами при возврате оборудо­вания арендодателю по окончании аренды. Кроме того, при заключении договора на аренду неизвестна остаточная стоимость обо­рудования, если арендатор пожелает его выкупить по окончании срока аренды.

Аренда с покупкой хотя и дороже, поскольку в арендную пла­ту входит и стоимость оборудования к окончанию срока аренды, но более удобна для арендатора тем, что предусматривает переход оборудования в собственность арендатора при окончании срока аренды по заранее оговоренной, чисто символической цене (напри­мер, 1 долл. или 1 фр.).

Финансовая аренда используется судовладельцами для оснаще­ния вновь открываемых линий полным комплектом оборудования. Прибегнув к помощи эксплуатационной аренды, линейный опера­тор может разрешить свои оперативные проблемы, связанные с дисбалансом оборудования на отдельных направлениях, сезон­ностью некоторых перевозок, необходимостью использования спе­циального типа оборудования (open top, reefer) и пр.

Основными видами эксплуатационной аренды являются крат­косрочная ('short term) и долгосрочная (long term) аренды. Крат­косрочная аренда предусматривает аренду—оборудования на один рейс, либо несколько последовательных рейсов. Она имеет разновидности: аренда на круговой рейс (round trip lease); аренда в один конец (one way lease).

При долгосрочной аренде контракты заключаются на срок от полугода до нескольких лет. Однако в этом случае более выгодной будет финансовая аренда.

Третьим, особым типом эксплуатационной аренды является (master lease *) либо, как ее иногда называют, аренда высокого сервиса (high service lease). Суть этого вида аренды заключается в том, что арендодатель предоставляет судовладельцу гарантию на обеспечение его оговоренным среднемесячным количеством обо­рудования в обусловленных портах, а судовладелец, в свою оче­редь, обязуется ежемесячно вносить арендную плату, исчисляемую путем умножения суточных арендных ставок (с добавлением гео­графических коэффициентов) на количество фактически использо­ванных контейнеро-суток.

Как правило, судовладельцы сами уторговывают и подписывают контракты на долгосрочную аренду оборудования, используют краткосрочную аренду только в исключительных слу­чаях. Обычно заключение контрактов на такую аренду оборудова­ния возлагается на судовых агентов, действующих по специаль­ным полномочиям судовладельца под контролем специализиро­ванной фирмы Большинство крупных зарубежных контейнерных операто­ров практикуют краткосрочную аренду только на базе действующих контактов — мастер-лиз.

При больших объемах операций по аренде оборудования, взаи­моотношения принципала и агента в этой области оформляются в виде адендума к соглашению на агентирование оборудования. (Equipment leasing rules and procedure)-*

В этом документе обычно содержится список всех действующих контрактов на аренду оборудования. Оговаривается право агента на краткосрочную аренду оборудования только по отдельным по­ручениям принципала и только у компаний, с которыми имеется мастер-лиз, рекомендованными принципалом.

При всех видах аренды агенты судовладельца выполняют важ­ную функцию по приемке оборудования в аренду и сдаче его из аренды по окончании срока действия контрактов. Некоторые судо­владельцы применяют штрафные санкции к своим агентам за не­своевременную сдачу из аренды контейнеров и другого оборудова­ния, освободившихся после груза. Основным документом при при­емке—сдаче оборудования является приемо-сдаточная расписка, в которой фиксируется техническое состояние оборудования как при его приемке, так и сдаче. Необходимо отметить, что лизинго­вые компании проводят жесткую политику в отношении техниче­ского состояния парка оборудования. Они предъявляют судовла­дельцу счета на оплату стоимости любых, даже самых мелких по­вреждений контейнеров, шасси, трейлеров, ролл-трейлеров и дру­гого оборудования.

Расходы судовладельцев по терминированию оборудования весьма значительны и зачастую (особенно при краткосрочной арен­де) близки к сумме арендных платежей. В связи с этим аппарат контейнерных отделов агента судовладельца принимает все меры, необходимые для сокращения этих расходов, заботится о своевре­менном устранении не только крупных, но даже и мелких поломок оборудования, следит за тем, чтобы техническое состояние обору­дования было в полном соответствии с условиями аренды.

В периоды плохой конъюнктуры линейного рынка у лизинговых компаний накапливаются большие излишки неустроенного обору­дования. В это время они проводят особенно жесткую политику при терминировании оборудования, всячески затягивая сроки его сдачи. Судовой агент в этих случаях должен проявлять особую настойчивость и оперативность, поскольку задержка оборудования в аренде на каждые сутки дорого обходится судовладельцу.

После приемки оборудования в краткосрочную аренду агент высылает подробную информацию принципалу, либо его генераль­ному агенту: типоразмер оборудования, номер маркировки, дата, место, наименование линии, условия аренды. К этой информации прилагается акт сюрвеерского осмотра (surveyor report on hire).

В местах большого движения оборудования судовладельцы практикуют использование услуг независимых сюрвеерных фирм, с которыми заключается контракт,* в соответствии с которым сюрвеер осуществляет следующие виды осмотра оборудования: — при взятии оборудования в аренду (on hire surveys); —при сдаче оборудования из аренды (оf hire surveys): — перед ремонтом оборудования (Pre repair surveys); — после ремонта оборудования (Post repair surveys). Обычно для первых трех видов операций применяется сплош­ной 100% сюрвеерный осмотр. После ремонта сюрвеер может осматривать только часть оборудования, обычно 25% по своему усмотрению. Сюрвеер получает вознаграждение за каждую едини­цу оборудования, осмотренную им.

Перед взятием оборудования в аренду сюрвеер должен удосто­вериться, что:

— каждая единица оборудования годна для эксплуатации, т. е. конструктивно прочна, герметична, чиста внутри; — отвечает международным стандартам: JSO, CSC, TIR;** — все предыдущие поломки, если они имели место, устранены в соответствии с последними стандартами «Международного Ин­ститута Контейнерных Лизинговых операторов»— IICL (Interna­tional Institute of Container Lessors).

Сюрвеер дает подтверждение на аренду только тех контейне­ров и другого оборудования, которые отвечают вышеуказанным требованиям. Все другое оборудование бракуется за исключением случаев, когда имеются специальные инструкции принципала, до­пускающие отклонения от этих стандартов.

После осмотра оборудования, сюрвеер заполняет приемосдаточную расписку. В ней фиксируются все допускаемые стандартом IICL мелкие поломки, а также фиксируются места, где ранее был произведен ремонт.

Оригиналы расписок, подписанных сюрвеером и представителем лизинговой компании.

ISO—International Organization for standartisation.

CSC—convention save container. The International Convention for save containers, 1972.

TIR—Transport International Route.

Освидетельствование оборудования, сдаваемого из аренды (off hire), производится сюрвеером по заданию агента, который сооб­щает ему название депо или терминала, номера оборудования и время сдачи.

Главная задача сюрвеера при осмотре оборудования, сдаваемо­го из аренды, не допустить включения в счет ремонта повреждений, которые были зафиксированы в период принятия оборудования в аренду, а также всех тех повреждений, которые являются нормаль­ным износом и допускаются стандартами IICL.

* Коэффициент использования оборудования — это отношение количества оборудования, нaxoдящerocя в аренде, к общему количеству оборудования, находящегося в собственности лизинговой компании.

Арендатор (lessee) — см. лизингополучатель.

Арендодатель (lessor) — см. лизингодатель.

Дабл диппинг (double dipping) — структуризация лизинга для извлечения налоговых преимуществ по капитальным инвестициям более чем в одной стране.

Вендор лизинг (vendor leasing) — см. лизинг помощь в продажах.

Внутренний лизинг (domectic leasing) — лизингодатель и лизингополучатель находятся в одной стране.

Истинный лизинг (true lease) — разновидность финансового лизинга в США, который удовлетворяет следующим условиям: лизинговый договор содержит опцион на покупку имущества в конце срока договора по ры­ночной цене или возможность продлить договор лизинга по цене, отражающей реальную рыночную стоимость имущества.

Капитальный лизинг (capital lease) — разновидность финансового лизинга в США, который удовлетворяет одному из следующих условий: а) в конце договора лизинга имущество переходит в собственность лизингополучателя: б) лизинговый договор содержит опцию на покупку имущества по мини­мальной стоимости; в) неразрывный срок лизинга равен или больше 75% экономической жизни имущества; г) современная величина минимальных лизинговых платежей равняется или больше 90% современной рыночном стоимости имущества.

Косвенный лизинг (indirect lease) — лизинговая сделка, при которой имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник, и качестве которого выступает лизинговая компания.

Кредитный лизинг (leveraged lease) — см. левередж лизинг.

Кредит-бол (credit-bail)— название финансового лизинга во Франции. который имеет место если: лизингодатель покупает оборудование до его последующей сдачи в лизинг, оборудование используется для производства или коммерческой деятельности, имеется возможность выкупа по заранее оговоренной цене.

Крос-бордер лизинг (cross-border leasing) — см. международный лизинг.

Левередж лизинг (leveraged lease) — вид лизинг, при котором для реа­лизации сделки лизингодатель привлекает дополнительные финансовые ресурсы у одного или нескольких кредиторов. Кредит берется, как правило, без права обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому лизингода­тель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды.

Лизинг (lease) — сдача имущества но временное владение и пользование ça определенную плату.

Лизинг помощь в продажах (sales-aid leasing) — осуществление сбыта с использованием лизинга.

Лизинг с полной выплатой (the full pay-out lease) — разновидность фи­нансового лизинга в Германии, который предполагает возмещение в тече­ние срока договора лизинга полной стоимости имущества и получение прибыли на финансовые инвестиции. В противовес лизингу с полной выплатой имеет место лизинг с частичной выплатой (part pay-out lease) или лизинг с неполной выплатой (поп pay-out lease).

Лизинговая линия (lease line) — лизинговая кредитная линия анало­гичная банковской кредитной линии, которая позволяет лизингополу­чателю получать дополнительное оборудование, когда потребуется, на тех же базовых условиях и сроках без заключения нового лизингового договора.

Лизинговая компания (leasing company) — компания, основным видом деятельности которой является сдача имущества в лизинг.

Лизинговый платеж (rental payment) — платеж, который уплачивает ли­зингополучатель в обмен на использование имущества лизингодателя. Эти платежи позволяют возместить лизингодателю капитальные затраты по покупке имущества и получить прибыль.

Лизингодатель (lessor) — юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, сдающие имущество в лизинг.

Лизингополучатель (lessee) — юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, получающие имущество в лизинг.

Международный лизинг (cross-border leasing) —лизинг, при котором ли­зингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах.

Мокрый лизинг (wet lease) — вид лизинга, при котором техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции выполняются лизингодателем. Применительно к лизингу воздушных судов мокрый лизинг означает лизинг воздушного судна с экипажем.

Обратный лизинг (sale leaseback) — вид лизинга, при котором владелец имущества продает его лизинговой компании и берет его обратно на условиях лизинга. Договор составляется так, что после окончания срока его действия пользователь имеет право выкупа оборудования и восстанав­ливает на него право собственности.

Оперативный лизинг (operating lease) — представляет собой сдачу в аренду (лизинг) имущества на срок, который меньше нормативного срока службы имущества, и лизинговые платежи по одному договору не покрывают пол­ной стоимости имущества.

Операционный лизинг (operating lease) — см. оперативный лизинг.

Опция на покупку (purchase option) — возможность лизингополучателя приобрести имущество в собственность по окончании лизинговой сделки.

Поставщик (suplier) — лицо, осуществляющее поставку лизингополуча­телю объекта лизинга.

Паевый лизинг (leveraged lease) — см. левередж лизинг

Прямой лизинг (direct lease) - сделка, в которой поставщик имущества и лизингодатель выступают в одном лице.

Раздельный лизинг (leveraged lease) — см. левередж лизинг

Сублизинг (sub-lease) - сделка, по которой лизингополучатель сдает имущество в лизинг третьему лицу. При этом лизинговая сделка между двумя первыми партнерами остается в силе.

Сухой лизинг (dry lease) — лизинг воздушного судна без команды и обслуживающего персонала.

Срок лизинга (term lease) — срок, на который заключен лизинговый контракт.

Транс-граничный лизинг (cross-border leasing) — см. международный ли­зинг.

Ускоренная амортизация (accelerated depreciation) — амортизация иму­щества с более высоким коэффициентом амортизации, чем нормальный. Используется, как правило, в налоговых целях.

Чистый лизинг (net lease) — это сделки, в которых лизинговые платежи не включают расходы, связанные с использованием имущества, в частнос­ти, техническое обслуживание, страхование. Их осуществляет лизингопо­лучатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: