Авторитарный стиль
Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.
В психологической литературе даны наиболее употребительные стили руководства на основе использования основных функций власти.
Авторитарный стиль (единоличный, волевой, директивный). Для «директивного» лидера подчиненные ему люди — только исполнители. Во взаимоотношениях с ними он применяет различные тактики: заискивание, задабривание, косвенные угрозы типа «выгоню» и др. Для подбора себе заместителя для такого лидера важна не столько компетентность, сколько лояльность и беззаветная преданность, безотказное выполнение его воли. Однако лидер не стремится разделить свои распорядительские функции со своим заместителем из-за опасения потерять влияние на своих подчиненных. Такой лидер подчиняется только указаниям «сверху». Окружает себя только угодными ему сотрудниками. Авторитарный стиль лидерства имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительная сторона этого стиля оперативное воздействие на подчиненных. Применение этого стиля нужно, когда в группах отсутствует дисциплина, либо возникает экстремальная ситуация.
Отрицательная сторона этого стиля — подавление у сотрудников стремления работать творчески и проявлять инициативу. Если она возникает, то тут же подавляется руководителем. Часто поведение такого лидера характеризуется высокомерием по отношению к работникам, неуважением к личности подчиненного, преследованием за критику и т.п. Все эти факторы в совокупности приводят к созданию отрицательного соиально-психологического климата внутри рабочих групп. Частые увольнения сотрудников «подпитывают» власть авторитарного руководителя. Основное отрицательное свойство этого стиля руководства — отсутствие гибкости, неумение перестраиваться в зависимости от конкретных ситуаций. Автократы исходят из ошибочной психологической установки считать своих подчиненных постоянно боящимися наказания. Авторитарные лидеры любят «купаться во власти», получая удовольствие не от процесса и результата деятельности, а от возможности отдавать приказы, проявлять свою власть так, как хочется. Для них власть — высшая ценность.
Лидер-руководитель становится автократом при следующих условиях:
1. Если по своим личностным свойствам он стоит ниже тех, кем ему следует руководить, а также если подчиненные ему работники имеют низкую квалификацию и уровень культуры;
2. Если руководитель не обладает достаточными знаниями и профессиональной подготовкой. В этом случае ему остается полагаться только на силу приказа. Он старается избегать контактов с подчиненными, поскольку лишен способности убеждать своих исполнителей. Нередко такие руководители боятся показать свою некомпетентность, в особенности если он выполняет работу, в которой не разбирается.
Авторитаризм отрицательно сказывается на групповых отношениях. Некоторые из исполнителей стараются перенять стиль своего руководителя в отношениях с коллегами, заискивают перед начальством. Другие стараются изолироваться от контактов внутри группы, третьи впадают в депрессию. Руководитель-автократ не способен к высокой рефлексии, не справляется с управлением групподинамическими процессами. Руководитель такого склада не требует от работников инициативы, ему важно выполнить задание с помощью жестких указаний и приказов. У работников формируется отрицательная мотивация к труду. Исполнители боятся задавать вопросы руководителю-автократу, так как боятся услышать в свой адрес нелицеприятные замечания и нарекания.
Демократический стиль дает возможность почувствовать подчиненным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Лидер, придерживающийся этого стиля, пытается находить Дифференцированный подход к каждому исполнителю, положительно мотивируя их. Лидер-демократ по-настоящему глубоко проникает в процесс управления персоналом.
Если в процессе выполнения организационных целей возникают дискуссии, он охотно идет на них, позволяет в некоторых ситуациях не соглашаться с его точкой зрения. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делегировать часть своих полномочий. С сотрудниками общается, используя советы, рекомендации, приказывает редко, но постоянно пристально следит за выполнением всей работы.
Лидер-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный климат в коллективе, основанный на доверии, доброжелательности, хотя умеет отстаивать общие интересы. Демократический стиль накладывает определенные обязательства на лидера. Особенности лидера-демократа: эмоциональная устойчивость и гибкость поведения. Эмоциональная устойчивость помогает преодолевать отрицательные эмоции в трудных ситуациях, трезво оценивать перспективы, быть готовым к преодолению кризисных явлений. Лидеры-демократы с высоким уровнем культуры проявляют целеустремленность, выдержку, адекватно реагируют на меняющиеся условия деятельности.
Приемы и способы воздействия на подчиненных у автократа и демократа существенно разнятся (табл. 11).
Таблица 11
Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства
| Характеристики | Стиль руководства | |
| Авторитарный (директивный) | Демократический | |
| «Кредо», принцип | Руководитель – повелитель; руководимый – подчиненный | Руководитель – координатор; руководимый – партнер |
| Авторитет | По должности (формальный | По работе (реальный |
| Степень организованности | Детальная организация исполнения работ | Гибкие организационные рамки исполнения работ |
| Вид решения | Единоличные решения | Коллегиальные решения |
| Вид распоряжений | Приказ | Просьба |
| Делегирование полномочий | Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них | Делегируется общая задача и общая ответственность |
| Вид контроля | Контроль исполнения | Контроль результата |