double arrow

Среднесрочные задачи и мероприятия реформы для уровня местного самоуправления

Среднесрочные задачи и мероприятия - содержание второго этапа реформы, предусмотренного упомянутой выше федеральной целевой программой и подпрограммой. Ниже рас­смотрены задачи и мероприятия, сформулированные в нормативно-правовой форме для жи­лищного и коммунального хозяйства.

Одна из основных задач второго этапа реализации подпрограммы - создание конкурент­ной среды в жилищной сфере.

Для этого необходимо осуществить разделение функций и реформирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управля­ющими компаниями и подрядными организациями.

Частными собственниками могут являться физические или юридические лица, имею­щие в собственности жилищный фонд, собственниками муниципального жилья - специали­зированные структуры или подразделения органов местного самоуправления. Указанное раз­деление функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для пре­кращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функ­ций по управлению жилищным фондом.

Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:

- соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;

- обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;

- заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помеще­ний в принадлежащем ему жилищном фонде;

- заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов;

- обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необхо­димых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и каче­ства предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Управляющая компания должна обеспечить:

- поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных техноло­гий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

- выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищ­но-коммунальных услуг (или выполнение этих функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление жилищном фонде;

- заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов, требуемых объема, качества и стоимости;

- осуществление системы контроля за выполнением договоров;

- организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Основным требованием при формировании или выборе управляющей компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг.

Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе и для частного капитала (со становлением в этом секторе экономики реальных договорных взаимоотношений).

Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стои­мость жилищно-коммунальных услуг. В ближайшие годы необходимо осуществить переход на профессиональное управление муниципальным жилищным фондом на конкурсной основе. В связи с этим планируется разработать методические рекомендации по развитию системы до­говорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядными и ресурсоснабжающими предприятиями.

Организация профессионального управления жилищным фондом должна обеспечить в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной пер­спективе — уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Источником обеспечения средств, инвестируемых в модернизацию жилищного фонда, может стать увеличение платы за жилье в связи с улучшением условий проживания. Источни­ком средств на проведение капитального ремонта является включение в оплату жилья отчис­лений на проведение капитального ремонта жилищного фонда.

Разработчикам и исполнителям программы реформы представляется целесообразным отказаться от существующей в некоторых городах системы прямых платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающим предприятиям, поскольку такой порядок платежей не позволяет реализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде.

Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений. В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оперативном управлении. Договорные отношения между организациями такой правовой формы и муниципалитетом в этом случае необязательны. Жилищный фонд находится на балансе указанных организаций, причем как муниципальная, так и приватизированная доля общего имущества собственников жилых помещений.

Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом исключает такую форму правоотношений. Для того чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жилищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены. Муниципалитет как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) должен заключать с управляющей компанией договор на управление жилищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы (например, управление жилищно-коммунального хозяйства, др.) или в городской казне. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соответствующие службы органов местного самоуправления об изменениях баланса.

Проведение конкурсного отбора подрядчиков для обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Однако в настоящее время процесс демонополизации сферы обслуживания жилищного фонда искусственно сдерживается из-за освобождения от налога на добавленную стоимость оплаты расходов населения по обслуживанию жилья. Таким образом, складывается ситуация, когда выполнение работ по обслуживанию жилья на конкурсных условиях приводит к возникновению налога на добавленную стоимость, не компенсируемого за счет платежей населе­ния. В рамках проведения реформы целесообразно внести изменения в налоговое законодатель­ство с целью отмены налоговой льготы на оплату населением расходов по обслуживанию жилья для устранения барьеров на пути демонополизации и развития конкуренции в жилищной сфере.

При демонополизации жилищной сферы целесообразно проведение конкурсов на вы­полнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, ус­тановка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).

К 2005 году предполагалось выполнение на конкурсной основе всех подрядных работ по обслуживанию муниципального жилищного фонда в региональных центрах и городах с насе­лением более 200 тыс. человек. Организатором конкурсов должны выступать управляющие компании на основании положения, закрепленного в договоре на управление, заключаемом с органом местного самоуправления.

Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для привати­зации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стать акционирование. До 2005 года предлагалось завершить акционирование и приватизацию му­ниципальных унитарных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда. Большую часть муниципальных предприятий, выполняющих работы по управлению муниципальным жилищным фондом, предполагалось до 2010 года.

Ожидается, что развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение новых альтернативных технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабже­ния. Управляющая компания будет иметь возможность рассматривать альтернативные вари­анты - создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться ус­лугами системы централизованного энергоснабжения.

Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежеме­сячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-ком­мунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычисли­тельной базы. Поэтому в городах, где существуют несколько управляющих компаний, функ­ции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. В муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фондом осуществляет одна управляющая компания, расчетно-кассовый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании.

Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:

- конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на уп­равление жилищным фондом;

- конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-комму­нальных услуг от управляющей компании.

Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирова­ние многообразия объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающе­го в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из эф­фективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления много­квартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

Коммунальное хозяйство. Регулирование рыночных отношений в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотводения.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополиста­ми. Их деятельность подлежит регулированию.

Существующая система тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства.

Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры - одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования.

Для развития экономических механизмов тарифного регулирования в рамках реформы бу­дет создана единая методологическая база для регулирования тарифов на федеральном, реги­ональном и муниципальном уровне. Необходимо установить единые принципы государствен­ного тарифного регулирования, увязывающие изменения тарифов на газ (федеральный уро­вень) и электрическую энергию (региональный уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение (муниципальный уровень), а также возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплатить услуги по новым тарифам.

Эффективное регулирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства должно основываться на системе, состоящей из трех частей.

Первая часть - определение целей деятельности этих предприятий (формирование их производственной и инвестиционной программ), вторая часть - решение вопросов форми­рования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ и третья часть — проведение мониторинга предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Эти три компонента в совокупности обеспечивают органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения ком­мунальными услугами.

Определение целей предприятий жилищно-коммунального хозяйства должно основы­ваться на разработанных перспективных схемах развития систем теплоснабжения и водо­снабжения городов и населенных пунктов.

Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, в том числе:

- стимулировать предприятия жилищно-коммунального хозяйства к снижению издержек, повышению качества оказываемых услуг;

- способствовать привлечению инвестиций в предприятия жилищно-коммунального хозяйства;

- обеспечивать предприятиям жилищно-коммунального хозяйства формирование необходи­мого объема финансовых ресурсов;

- учитывать формирование конкурентных отношений в подотраслях жилищно-коммуналь­ного хозяйства;

- иметь механизмы, позволяющие снизить политизированность процесса установления та­рифов на коммунальные услуги.

Помимо создания экономических механизмов, которые стимулировали бы предприятия жилищно-коммунального хозяйства самостоятельно выявлять резервы снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, должен быть предусмотрен механизм выявления за­ведомо нерациональных затрат как элемент процедуры тарифного регулирования. В частнос­ти, при принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты ком­плексных обследований предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включая проведе­ние независимых экспертиз и проверок (за счет бюджетных средств).

Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков ус­луг и платежеспособным спросом потребителей.

Система регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов.

Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования тарифов, устанавливаемых на федеральном (газ) и региональном (электроэнергия) уровнях. Это требование предусмат­ривает достижение следующих результатов:

- создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него;

- проведение в течение регулируемого периода мероприятий по снижению издержек и расходование полученных в результате экономии средств на возврат заемных средств;

- достижение экономической определенности для потребителей коммунальных услуг.

Установление срока действия тарифа должно дополняться ё условиях нестабильной эко­номики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обяза­тельному автоматическому перерасчету тарифа или изменению производственной програм­мы предприятия.

Как минимальное требование, тарифы на коммунальные услуги должны быть фиксиро­ванными в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тарифов, должен закладываться в параметры бюд­жетов всех уровней в рамках бюджетного процесса.

Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность системы должна обеспечить необходимое методическое и информа­ционное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мони­торинга деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, подготовки и рас­смотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу.

Фактором эффективного тарифного регулирования является повышение профессио­нализма регулирующего органа. В соответствии с законодательством РФ регулирование деятельности муниципальных предприятий осуществляется в пределах компетенции орга­нов местного самоуправления. В региональных центрах и крупных городах органы местно­го самоуправления способны сформировать профессиональные регулирующие органы или привлечь к их работе высококвалифицированных специалистов в рамках межведомственных комиссий. Для малых муниципальных образований целесообразно передать функцию по регулированию предприятий коммунальной инфраструктуры организациям регионального уровня, что должно повысить качество принимаемых решений.

В рамках реформы предполагается изменить систему бухгалтерского учета на предпри­ятиях жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих снабжение энергетическими ре­сурсами, для того чтобы перейти от сложившейся практики минимизации налоговых плате­жей к практике обеспечения прозрачности и стимулирования инвестиций в сектор ресурсос-набжения. При этом следует обеспечить раздельный учет постоянных и переменных затрат с целью формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду. Это позволит снизить сезонные колебания в платежах, уменьшит оборотные средства предприятий теплос­набжения, повысит их финансовую устойчивость.

По мере установления индивидуальных приборов учета и регулирования потребления ос­новных коммунальных услуг необходимо осуществлять переход от оплаты по нормативам по­требления к оплате фактического потребления на основе показаний приборов учета.

В рамках реформенных мероприятий введение раздельного учета производства тепло­вой энергии и услуг по ее передаче позволит создать предпосылки для формирования локаль­ных рынков тепловой энергии путем разделения монопольной транспортировки тепловой энергии и конкурентного производства, что предполагает юридическое выделение и пере­дачу в управление различным хозяйствующим субъектам муниципальных теплосетей и ис­точников тепла.

В большинстве крупных муниципальных образований есть достаточно большой избыток мощности производства тепловой энергии, и в этой ситуации существует объективная эконо­мическая возможность покупать тепловую энергию у более дешевого производителя.

Решение данной проблемы будет способствовать формированию в большинстве крупных городов России локальных рынков тепловой энергии, стоимость которой будет определяться с учетом стоимости ее транспортировки по муниципальным теплосетям. Локальные источни­ки тепловой энергии могут использоваться на территориях с малой плотностью застройки, при сложном рельефе местности, в местах, удаленных от крупных источников тепловой энер­гии, когда стоимость услуг по передаче этой энергии сопоставима со стоимостью ее произ­водства.

В период реализации проектов реконструкции за счет заемных средств важной задачей для обеспечения эффективного тарифного регулирования должно стать создание правовой основы для включения платежей по погашению основной суммы долга в себестоимость про­дукции и услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства (внесение изменений и до­полнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации).

Изменение системы финансирования жилищно-коммунальных предприятий и адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг

Основным экономическим содержанием реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоя­щее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам-субъектам в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Планируется, что будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджет­ного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифици­рованных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи госу­дарства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы).

Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребите­ли их услуг - жильцы, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредствен­но гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - жильцы получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным.

Предполагается, что использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищных и коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.

Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий.

Изменится система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищ­но-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищного и коммуналь­ного комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жи­лищное и коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. Предполагается, что после 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирова­ния жилищного хозяйства и коммунального комплекса.

В результате развития конкуренции в жилищном и коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что должно обеспечить общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 % и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации.

Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

- перейти на полную оплату стоимости жилищных и коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за ис­ключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной суб­сидии;

- потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищных и коммунальных ус­луг путем воздействия на жилищно-коммуналъные предприятия с целью повышения уров­ня оказываемых услуг;

- производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, пред­лагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

- стимулировать энергосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для умень­шения стоимости потребляемых услуг);

- стабилизировать финансовые потоки организаций, оказывающих жилищные и комму­нальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

Предполагается, что реализация такой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищного и коммунального хозяйства, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать ад-ресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение доти­рования граждан с высоким уровнем доходов и доведение субсидий до получателей с исполь­зованием системы социальных счетов граждан.

Проекты законодательных актов о переводе льгот отдельных категорий граждан также в категорию жилищных субсидий и совершенствовании механизма расчета адресных жилищных субсидий внесены в Государственную Думу от имени Правительства Российской Федерации.

Приватизация и концессии в рамках реформы жилищного и коммунального хозяйства

В рамках мероприятий реформы с целью повышения эффективности работы предпри­ятий жилищного и коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по уп­равлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях необходимо провести поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организаци­онно-правовых форм равных конкурентных условий в борьбе за рынок управления комму­нальной инфраструктурой и жилищным фондом. Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.

В состав акционерного капитала ресурсоснабжающих организаций могут включаться производственные сооружения, системы диспетчерского управления, устройства, оборудова­ние и приборы, складские помещения. Объекты сетевой коммунальной инфраструктуры це­лесообразно сохранить в муниципальной собственности.

Акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий должны про­ходить параллельно с применением концессионных механизмов управления объектами ком­мунальной инфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке компен­сируется конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуют­ся путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной де­ятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управле­ние российскому или иностранному хозяйствующему субъекту (управляющей компании).

В зависимости от экономического содержания могут заключаться следующие виды дого­воров концессионного типа:

- договор, содержащий условия о выполнении работ (оказании услуг) с использованием объ­екта, находящегося в муниципальной собственности (делегированное управление);

- договор, содержащий условия об управлении объектом, находящимся в муниципальной собственности (делегированное управление);

- договор, содержащий условия аренды объекта, находящегося в муниципальной собствен­ности (контракт на управление);

- договор по модели «строительство-эксплуатация-передача»;

- договор по модели «строительство-владение-эксплуатация-передача»;

- договор концессии объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Для развития концессионных схем привлечения инвестиций предполагается создать норматив­но-правовую базу для урегулирования вопросов концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Ожидается, что переход на использование новых норм хозяйственных отношений между муниципалитетами и управляющими компаниями, предусмотренных действующим законо­дательством и учитывающих особенности рыночных взаимоотношений, будет способство­вать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость муниципа­литетов в отношениях с концессионерами.

Государственная поддержка и государственное финансирование модернизации жилищного и коммунального хозяйства и привлечение внебюджетных инвестиций

Государственная поддержка модернизации жилищного и коммунального хозяйства осу­ществляется по двум направлениям.

Первое направление (оперативное) предусматривает срочное привлечение бюджетных ре­сурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансиро­вания наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищном и коммунальном хозяйствах. Предполагается совместное финансирование этих проектов со стороны предприятий.

Второе направление (стратегическое) предусматривает создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирова­ния и прямых инвестиций, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, создание системы рефинансирования кредитов за счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии средств вторичных инвесторов и других механизмов. На этом на­правлении предполагается формирование внешних условий для минимизации рисков инвес­тирования и предоставления заемного финансирования.

Меры, предусмотренные в рамках второго направления, имеют долгосрочный характер и на­правлены на создание устойчивого рыночного механизма привлечения капитала в жилищное и коммунальное хозяйство. Эффект от реализации этих мер может быть получен в 2006-2010 годах. Предполагается, что апробированные в этот период механизмы будут в дальнейшем развивать­ся и совершенствоваться.

Бюджетная поддержка проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ осуществляется в первую очередь за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Предполагается, что консолидированные бюджетные ресурсы будут на­правлены на решение задач модернизации и технического переоснащения объектов инже­нерной инфраструктуры и внедрение современных энергосберегающих технологий. Для этих целей будут также использованы средства, предоставляемые Международным банком рекон­струкции и развития и Европейским банком реконструкции и развития.

Средства федерального бюджета должны направляться на реализацию межрегиональных проектов, а также на модернизацию и завершение строительства крупных объектов, имею­щих важное значение для обеспечения жизнедеятельности регионов. Эти проекты должны быть направлены на:

- ликвидацию кризисного состояния систем теплоснабжения, водоснабжения и канализа­ции, если существует угроза нарушения функционирования систем жизнеобеспечения, которая может иметь отрицательные последствия для жизни и здоровья населения;

- модернизацию или завершение строительства крупных объектов, обеспечивающих решение задачи снабжения коммунальными услугами и имеющих определяющее значение для жизне­деятельности региона, если их финансирование невозможно без участия федерального бюджета;

- решение проблемы ресурсного обеспечения предоставления коммунальных услуг, име­ющей значение для нескольких регионов.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного само­управления и предприятиям жилищно-коммунального комплекса, реализующим программы реформирования жилищного и коммунального хозяйства и обеспечивающим совместное фи­нансирование проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средств предприятий и заем­ных средств, может в различной форме оказываться поддержка из федерального бюджета.

Структура финансирования мероприятий подпрограммы по модернизации жилищно-ком­мунального комплекса (без учета международных программ Международного банка рекон­струкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития) состоит из двух частей:

- средства федерального бюджета, предоставляемые в различной форме субъектам Россий­ской Федерации, органам местного самоуправления, предприятиям жилищно- ком­мунального хозяйства, осуществляющим проекты по модернизации жилищно- ком­мунального комплекса;

- средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средства пред­приятий жилищно-коммунального хозяйства, дополнительно привлеченные средства частных кредиторов, в том числе под гарантии субъектов Российской Федерации или орга­нов местного самоуправления.

Участие в подпрограмме при финансировании за счет заемных средств требует обязатель­ной оценки кредитоспособности заемщика - предприятия жилищно-коммунального ком­плекса или органа местного самоуправления и обоснованности проектных предложений по модернизации жилищно-коммунального комплекса. Условия предоставления бюджетных кредитов должны быть согласованы с условиями получения кредитов Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития. Условия получения кредитов и финансовая структура международной части подпрограммы определяются соглаше­нием российской стороны и иностранных партнеров в рамках реализации конкретного займа.


Сейчас читают про: