Формы организации интегрированных структур бизнеса

В настоящее время как в мировой экономике в целом, так и в эконо­миках ведущих стран главную роль играют не отдельные субъекты хозяйствования, а их интегрированные структуры. Так, например, в 2003 году объем продаж по 2000 крупнейшим ин­тегрированным структурам бизнеса из 51 страны мира составил 19-394,02 млрд долл. США, или 53,8% объема мирового валового вну­треннего продукта (ВВП).

В мировой практике хозяйствования получили распространение 10 основных организационных форм интегрированных структур бизнеса: тресты, концерны, конгломераты, финансово-промышленные группы, картели, синдикаты, пулы, консорциумы, стратегические альянсы и ассоциации.

Охарактеризуем каждую из приведенных выше организационных форм интегрированных структур бизнеса.

Трест - это объединение в единый производственный комплекс предприятий, которые теряют юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность. Принцип образования треста заключается в передаче контроля над ранее независимыми пред­приятиями через контрольные пакеты акций или доверительный договор.

К особенностям треста можно отнести следующие:

- это самая жесткая из прочих форм интеграции предприятий;

- объединяются все, а не отдельные стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятий;

- сравнительно высокая однородность производственной дея­тельности предприятий, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;

- объединяемые предприятия подчиняются одному головному, обеспечивающему оперативное руководство как всем произ­водственным комплексом, так и связанными с ним обслужи­вающими предприятиями.

В современных условиях трест, как форма объединения предпри­ятий, в силу чрезмерной централизации управленческих функций не имеет широкого применения.

Концерн - это форма объединения самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, финансовых связей, до­говоров об общности интересов, личной унии, патентно-лицензи­онных соглашений, тесного производственного сотрудничества. Концерны действуют в отраслях, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия, машиностроение и автомобиле­строение, химическая и электротехническая промышленность. Де­ятельность концерна может распространяться как на определенную подотрасль, так и на целую отрасль экономики. В него могут так­же входить предприятия одной или нескольких отраслей. Однако лишь немногие наиболее крупные концерны целиком охватывают отрасль экономики.

К особенностям концерна можно отнести следующие:

- самая жесткая, не считая треста, форма интеграции предприятий;

- чаще всего объединение предприятий производственного ха­рактера;

- входящие предприятия номинально остаются самостоятель­ными юридическими лицами, а фактически подчинены голов­ному предприятию;

- головное предприятие, как правило, организуется в виде сме­шанной холдинговой компании производственного характера или на основе взаимодействия преобладающего и ассоцииро­ванных обществ;

- в рамках концерна централизованы: финансово-экономическое управление, научно-техническая и кадровая политика, ценоо­бразование, использование производственных мощностей.

Примером промышленного концерна может служить группа япон­ских предприятий, входящих в интегрированную структуру бизнеса «Тойота».

В состав автомобильного концерна «Тойота» входят промышлен­ные предприятия, выпускающие следующую продукцию: легко­вые автомобили всех классов, микроавтобусы, крупнотоннажные и малотоннажные грузовые автомобили, двигатели и др. В табл. 3.1 приведен состав основных промышленных предприятий, располо­женных на территории Японии, и входящих в концерн «Тойота».

Таблица 1

Состав основных японских промышленных предприятий, входящих в концерн «Тойота»

Наименование предприятия Род деятельности Количество занятых, чел.
«Хонша» Производство грузовых автомобилей  
«Мотомачи» Производство легковых автомобилей  
«Камиго» Производство трансмиссий  
«Такаока» Производство легковых автомобилей  
«Миёши» Производство шасси  
«Цуцуми» Производство легковых автомобилей  
«Симояма» Производство двигателей  
«Кину-ура» Производство трансмиссий и дифференциалов  
«Тахара» Производство грузовых и легковых автомобилей  

Конгломераты - организационная форма интеграции субъектов хозяйствования, объединяющая под единым финансовым контро­лем сеть разнородных предприятий без всякой их производствен­ной общности.

Основными способами образования конгломератов служат слия­ние и поглощение.

К особенностям конгломератов относятся следующие:

- интеграция в рамках данной формы объединения предприятий из различных отраслей без их производственной общности;

- предприятия сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются в финансо­вом отношении полностью зависимыми от материнской ком­пании;

- значительная децентрализация управления;

- основными рычагами управления выступают финансово-эко­номические методы, а также косвенное регулирование пред­приятий со стороны стоящей во главе холдинговой компании;

- в структуре конгломерата, как правило, формируется особое финансовое ядро, куда, помимо холдинга, входят крупные фи­нансовые и инвестиционные компании.

Примером интегрированной структуры бизнеса конгломеративно-го типа может послужить американская Westinghouse Electric Corp., которая осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность в следующих разнопрофильных отраслях: электротехни­ческое оборудование; атомное топливо; коммерческая и жилая не­движимость; лизинг оборудования; радио- и телевещание; лифты и эскалаторы; мебель для офиса; системы электронной защиты (обо­рудование запуска ракет, судоходство); производство часов; переда­ча и распределение электроэнергии; землепользование; расфасовка напитков; финансовые операции.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - интегрированный комп­лекс, в рамках которого происходит объединение финансово-кре­дитных учреждений, промышленных и торговых предприятий для осуществления координируемой производственно-хозяйственной деятельности в целях решения общих задач.

ФПГ можно идентифицировать практически со всеми интегриро­ванными структурами, имеющими распространение в настоящий момент.

К особенностям ФПГ относятся:

- надфирменное образование объединяющее участников из раз­личных сфер деятельности: финансовой, производственной, торговой и научно-исследовательской;

- в состав могут входить целые концерны, конгломераты, отдель­ные корпорации, а также, обязательно, финансово-кредитные учреждения;

- организационная структура может быть как иерархической, так и неиерархической, или смешанной;

- участники номинально остаются самостоятельными юридиче­скими лицами;

- централизовано управление в сфере финансов и стратегиче­ского развития.

Картель - объединение предприятий одной отрасли, вступающих в соглашение по различным вопросам коммерческой деятельности. Это может быть соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах произ­водства и продаж, ассортименте и т. д.

Картельное соглашение не всегда оформляется договором в пись­менном виде. Нередко оно существует негласно в устной форме. Для картеля характерны следующие особенности:

- договорной характер объединения участников;

- квотирование объемов производства и сбыта товаров и услуг, регулирование цен, условий продаж и ассортимента;

- сохранение права собственности участников на свои предпри­ятия, что обеспечивает этим их хозяйственную, финансовую и юридическую самостоятельность;

- объединение, как правило, нескольких предприятий одной от­расли.

Примером картельного соглашения является договор между ком­паниями отрасли производства шин в Германии о размере предоставляемых скидок в совокупном обороте. Картелями являются также следующие интегрированные структуры бизнеса: Европейский стальной картель, Международный калийный кар­тель, Испано-итальянский ртутный картель и др..

Синдикат - объединение однородных промышленных предприя­тий, созданное в целях организации продаж через общую сбытовую фирму, с которой каждый из участников заключает одинаковый по условиям договор. К особенностям синдиката можно отнести:

- сохранение участниками юридической и производственной самостоятельности, но ограничение коммерческой;

- централизация сбыта продукции участников и закупок сырья через специально организованную фирму;

- объединение однородных промышленных предприятий. Синдикаты больше всего распространены в отраслях, производя­щих однородную продукцию: горнодобывающей, металлургиче­ской и химической.

Синдикат, как форма объединения предприятий одноотраслевого профиля, утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким образованиям.

Синдикатами, например, являются: контора по сбыту угля АГ «Эс­сен» в Германии, Международный медный синдикат, Ев­ропейский алюминиевый синдикат. На рис. 1 представлена сравнительная схема двух интегрирован­ных структур бизнеса - картеля и синдиката.

Пул - форма объединения предприятий, при которой прибыль всех участников поступает в общий фонд и распределяется между ними в установленной пропорции. Пул характеризуется рядом особенностей:

- является разновидностью картеля;

- объединение участников имеет временный характер;

- сферой деятельности участников является: торговля, финансы и инвестиции.

Рис. 1 Сравнительная схема двух интегрированных структур бизнеса -

картеля и синдиката

Консорциум - временный союз хозяйственно независимых пред­приятий, целью которого может быть их скоординированная пред­принимательская деятельность.

Консорциум, как правило, создается для высококачественного ис­полнения срочных и долгосрочных заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств участников.

Лидер консорциума координирует совместную деятельность участ­ников, получая за это отчисления от других членов.

Особенностями консорциума можно считать следующие:

- временное соглашение участников на договорной основе для осуществления каких-либо проектов в различных областях производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- может создаваться как без образования, так и с образованием юридического лица;

- участники сохраняют юридическую и экономическую само­стоятельность, кроме деятельности, связанной с достижением общих целей;

- часто является бесприбыльной организацией;

- как правило, нет специально созданной организационной структуры управления участниками.

В конце XIX - начале XX вв. консорциумы в основном представляли собой соглашения между банками для осуществления финансовых операций. В середине XX в. они начали распространяться в сферу промышленности и строительства.

В настоящее время в мировой практике чаще всего встречаются консорциумы финансового типа.

Консорциум - более гибкая и менее фиксированная структура, чем партнерство. Он не подчиняется никаким специальным нормам за­кона. Имущество, предоставленное участниками, не становится их общей собственностью, в Англии и США управление этим имуще­ством чаще всего организуется посредством специального инсти­тута доверительной собственности.

Как абсолютно неформальное образование консорциум не знает никаких специальных правил его ликвидации или временного пре­кращения деятельности.

Ассоциация - добровольное объединение юридических и физиче­ских лиц для достижения общей хозяйственной, научной или ка­кой-либо другой, как правило, некоммерческой, цели.

Особенностями ассоциации являются:

- это самая «мягкая» из всех форм интеграции предприятий;

- создается в целях кооперации деятельности рекомендательно­го характера;

- допускается централизация определенных функций, в основ­ном информационного характера;

- участники сохраняют хозяйственную самостоятельность и пра­ва юридического лица;

- некоммерческая организация;

- демократический характер управления.

Ассоциации получили широкое распространение в развитых стра­нах. В США их насчитывается не менее 80 тысяч. Семь из каждых десяти американцев состоит по крайней мере в одной из ассоциа­ций. Наиболее распространенный вид ассоциаций - отрасле­вые, существуют также ассоциации, объединяющие промышленни­ков смежных отраслей, а также межотраслевые ассоциации. Есть и множество других принципов, на которых создаются ассоциации. Например, мелких и средних предпринимателей, дилеров, лизин­говых компаний, качества, промышленных кооперативов, научных парков и др. Членами ассоциаций являются как физические, так и юридические лица.

Крупнейшими ассоциациями в США, в которых активно участву­ют американские радиоэлектронные фирмы, являются: Ассоциация радиоэлектронной промышленности Electronic Industry Association (EIA) и американская радиоэлектронная ассоциация American Ele­ctronic Association (AEA). Обе ассоциации занимаются в основном лоббистской деятельностью, направленной на защиту интересов компаний - членов ассоциаций в законодательных, исполнитель­ных и судебных органах.

Стратегический альянс (СА) - соглашение о кооперации двух или более независимых предприятий для достижения определенных ком­мерческих целей, получения стратегического эффекта благодаря объ­единению и взаимодополнению стратегических ресурсов компаний. Для СА характерны следующие особенности:

- это соглашение о сотрудничестве, которое выходит за пределы обычных торговых операций, но не означающее слияния пред4 основан на среднесрочных или долгосрочных, двухсторонних или многосторонних соглашениях;

- могут вступать не только поставщики и клиенты, но и конку­ренты;

- участники совместно координируют стратегическое планиро­вание и управление;

- создается предприятиями на основе горизонтальной межфир­менной кооперации, а также предприятиями, занятыми в смеж­ных сферах деятельности и использующими взаимодополня­ющие технологии и сбыт;

- как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;

- создается на определенный срок и распадается, когда необхо­димость в нем отпадает;

- представляет собой менее всего ограничиваемый законода­тельно способ проникновения на рынок.

С точки зрения сферы деятельности СА создаются для реализации проектов в области НИОКР, для организации совместного произ­водства или совместного освоения рынков.

Примером СА может служить международный союз авиаперевоз­чиков «Стар элайнес» в составе: японской «Олл Ниппон эйрлайнз», американской «Юнайтэд эйрлайнз», германской «Люфтганза», ка­надской «Эйр Канада», новозеленадской «Эйр Нью Зилэнд», бри­танской «Бритиш Мидлэнд» и др.

Самолеты компаний, входящих в СА «Стар элайнес», совершают полеты по 760 маршрутам в 112 стран, расположенных на пяти кон­тинентах [32, с. 120].

Главным соперником СА «Стар элайнес» считается другой междуна­родный СА «Уануорлд», который включает в свой состав следующих авиаперевозчиков: американскую «Америкэн эйрлайнз», британ­скую «Бритиш эйруэйз», канадскую «Канэдиэн эйрлайнз», испан­скую «Иберия» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: