Бизнес и военное дело

«Я добивался успеха лишь потому, что всегда пытался сосредо­точить имеющиеся у меня ресурсы в нужное время в нужном месте»,— сказал однажды руководитель крупной финансово-торговой ком­пании, начинавший свое дело с производства пластмассовых расче­сок. Эта фраза почти буквально повторяет ключевое наставление всех авторов, когда-либо писавших о военном искусстве. Умелое распоря­жение ресурсами, концентрация сил на направлении возможного про­рыва, точное сочетание стратегических целей с тактикой действий на театре военных действий и, наконец, правильная организация войсковых соединений — такая «картина мира» близка и полезна каж­дому бизнесмену. Словарь бизнеса не случайно во многом перекликается с терминологией начальников штабов: «стратегическое планирование», «разведка рынка», «захват ниши» — из разряда наступательной терми­нологии; «падение спроса», «потеря рынка», «сворачивание направ­лений» — как действия в обороне и отступлении.

Как бизнес, так и военное искусство постоянно озабочены поиском оптимальных организационных форм, позволяющих наи­более эффективно решать поставленные задачи. При достижении этой цели им приходится учитывать два ключевых фактора — это характер имеющихся ресурсов и «боевой дух» действующих людей. Построение боевых колесниц персидского царя Ксеркса или тан­ковый клин Гудериана одинаково используют техническую мощь своих средств в целях прорыва обороны противника. Но умение превратить наличные ресурсы в мощную силу с помощью подхо­дящей организационной формы — это особый талант, как полко­водца, так и бизнесмена. Фаланга Македонского была технически прогрессивной организационной формой. «Греки и римляне в то время, когда они появились в истории со своей фалангой, обладали уже развитой индустрией, облегчавшей им более широкое произ­водство оружия», — пишет в этой связи Франц Меринг. Фаланга могла ввести в бой гораздо больше бойцов и оружия. 10 ООО человек в десяти-шеренговой фаланге имели в шеренге по тысяче человек и столько же оружия. В бою фаланга охватывала традиционные построения противника со всех сторон и «заглаты­вала» его. Однако римляне, к примеру, не решились захватить германские земли, населенные воинственными племенами, про­тивопоставившими им принципиально иную организационную тактику. Имея гораздо меньше людей и вооружения, германские племена использовали способ построения в каре 100 человек по фронту, 100 человек в глубину. Таким образом, они принуждены были иметь узкий фронт, так как у них было лишь ограниченное количество хорошего вооружения, и они стремились восполнить этот недостаток тем, что делали возможно неотразимее первый массовый удар. Если германским племенам удавалось прорвать таким строем фалангу, то та теряла организацию и управ­ление и в беспорядке отступала. Но если не срабатывал расчет на прорыв, германское каре использовало другую свою силу, «чело­веческий фактор», основанный на тесной родовой и человеческой сплоченности воинов. Рассыпаясь небольшими отрядами среди скал и лесов и сохранив свою внутреннюю связь, взаимное доверие, действуя в подчинении инстинкту или призывам вождя, германцы переходили к выматывающей противника тактике партизанских действий, ни противостоять которой, ни самой осуществить нечто подобное, регулярная и построенная на более формальных связях и отношениях римская армия была не в состоянии.

Но и военные не часто становятся преуспевающими бизнес­менами, хотя многие из них, могут быть от­менными менеджерами направлений, замечательными организато­рами и надежными исполнителями. Качества, которые иногда под­водят военных в бизнесе, — это подсознательное ожидание стратегических указаний или правильных приказов сверху, а также привычка к действию в условиях четко очерченных схем. К тому же военные традиционно приучены иметь дело только с одним противником, будь это даже ассоциация союзников, тогда как бизнесмену приходится вести свои бои одновременно со многими совершенно разнородными силами: тенденциями спроса, давле­нием государственных чиновников, конкурентами, внутренними проблемами развития организации и т. п. Чрезвычайно высокая мера неопределенности ситуации в бизнесе часто делает невоз­можной построение однозначно правильных схем действий, и в этих условиях качеств образцового военного может оказаться не­достаточно для развития эффективного бизнеса.

Бизнес и наука

Однако высочайшая мера неопределенности — это как раз то, что более всего характеризует другой вид деятельности — науку. Познание, интерес к новому, поиск способов понимания и испо­льзования свойств окружающего мира — главный предмет науки. Возможно, не случайно, поэтому люди науки — достаточно частое явление в бизнесе, а среди традиционных историй успешного биз­неса в США едва ли не половину составляют рассказы об изоб­ретениях и изобретателях.

Здесь, впрочем, необходимо отметить различие между «чистыми учеными» и изобретателями. Различие это в науковедческих исследо­ваниях связывается с очень важной ценностной шкалой с несколько мудреным названием: «пуризм — утилитаризм». Проще говоря, «чис­тые ученые» по определению склонны к пуризму, поиску нового знания ради самого знания, независимо от возможностей его последующего практического использования. Их больше волнует то, как устроен мир, нежели то, что можно из него сделать. И в этом отношении любой настоящий ученый по определению — никудышный бизнесмен просто потому, что его будет интересовать не столько результат — количество прибыли, сколько то, что происходит вокруг этого результата или в процессе его достижения.

Изобретатели — классические «утилитаристы», исходно ориен­тированные на поиск практического использования возможностей, новых знаний, открытий и т. п. Не случайно, поэтому одной из постоянных тем в психологии бизнеса оказывается тема иннова­ционного поведения и инновационного потенциала предпринима­телей. Если к этой ориентации на практическое использование примешивается, как это распространено в традиционной амери­канской культуре, ориентация на возможность заработать и из всего сделать маленький бизнес, то прагматичный изобретатель действительно становится достаточно успешным предпринимате­лем,. Вырастет ли из исходного предприятия большой бизнес — это уже следующий вопрос, и практика показывает, что на этой дороге от малого предприятия к большому бизнесу у изобретателей в целом не больше, если не меньше, шансов дойти до дела больших масштабов. Одна из причин этого — та же, что и у «больших уче­ных», увлеченность новым и интересным. Как только в новом предприятии появляются признаки стабильности, повторения уже известных шагов, многие изобретатели теряют к нему интерес и тут же пытаются переключиться на что-либо «новенькое».

Другая проблема — это ориентация изобретателей на предмет своего изобретения в гораздо большей мере, нежели на тех, для кого это изобретение могло бы быть полезно.

«Раз это так интересно мне, то несомненно будет интересно и нужно другим» — так в сжатом виде выглядит внутренняя позиция автора изобретения.

Таким образом, несовпадение ведущих ценностей — ориента­ции на успех, на достижение выгодного результата в бизнесе и ориентации на интерес, на понимание и познание в науке — по­рождает как следствие и разные модели поведения людей науки и людей бизнеса. В бизнесе, наряду с задачами активного поиска и внедрения инноваций, есть множество и гораздо более рутинных сторон, и именно они часто оказываются гибельными для ученых и изобретателей.

Бизнес и администрирование

Несомненно, одной из наиболее успешных в бизнесе профес­сиональных категорий людей оказываются люди с опытом админи­стрирования и управления — те самые клерки и чиновники разного уровня, основная задача которых — организация управления в рамках поставленных задач. Именно для них рутинные стороны бизнеса — родная стихия, а осуществление необходимых изменений, перестрой­ка организационных структур, перестановки людей — привычное за­нятие. В отличие от ученых, военных или спортсменов они лишены «профессиональных привязанностей», непрофессиональное знание предмета часто помогает им отвлечься от мелочей и сосредоточиться на главной задаче управления — достижении требуемого результата.

Характерно, что людей с административным опытом достаточно редко можно встретить на начальных этапах становления бизнеса, в собственно предпринимательской среде. Риск — это не стихия ад­министраторов. Однако в руководстве уже поставленным делом, в ситуациях текущего управления бизнес-организацией они становятся все более незаменимыми. Чем крупнее становится организация, тем более масштабные административные чины привлекаются в нее на работу, и это общая тенденция бизнеса в любой стране. Множество крупных корпораций гордится тем, что у них на службе состоят бывшие министры, руководители государственных служб и ведомств.

За этим не только опыт управления организации, как таковой. Любой эффективный бизнес — это прежде всего использование возможностей. Возможности эти лежат как в сфере идей — и здесь честь и хвала изобретателям и ученым, — так и в сфере людей. Несомненная ценность администраторов всегда состоит в их свя­зях. Ведь ключевая ценность административной карьеры — слу­жебный рост. И любой мало-мальски опытный администратор с течением времени понимает, что возможности этого роста часто оказываются связаны не столько с тем, какое дело и как он делает, сколько с тем, с какими людьми и как он связан. Связи становятся основным капиталом, а их грамотное использование с одинаковым успехом материализуется в результат, как в административном управлении, так и в бизнесе.

Бизнес и природа

Это очень впечатляющее сравнение. Действительно, человеку, погруженному в стихию бизнеса, трудно избавиться от ощущения, что все происходящее здесь напоминает буйство природных сил, причем даже не в относительно спокойной местности, а ближе к зонам, подверженным катаклизмам. Мирное солнце и легкий ветерок практически сразу может сменить гроза, шторм или палящая засуха, и именно тогда, когда они достигают той силы, что уже невозможно устоять на ногах, все это может так же внезапно вновь смениться попутным ветром, теплым течением или долгожданным дождем в виде казавшихся безнадежными поступлений на банковский счет.

По-видимому, не случайно одна из наиболее прочных ассоци­аций со сливом «рынок» — это «стихия», «стихия рынка». И хотя очевидно, что бизнес, как таковой, напрямую достаточно слабо связан с физическими силами природы, все же сравнение бизнеса с природой — не просто красивый образ или метафора.

Бизнес — действительно «природная» деятельность, в том смыс­ле, что он впрямую укоренен в стихию иной природы — природы человеческих страстей, желаний, потребностей и устремлений. И как бы ни была продвинута сегодня психологическая наука, все же мы должны признать: то, что она знает сегодня о человеке, — только верхушка айсберга. Признаем как факт и то, что психология уделяла и продолжает уделять внимание прежде всего рациональ­ному началу в деятельности человека. Но «рацио», при всем ува­жении к нему и всей его значимости в организации жизни чело­веческого общества,— это только позднейший элемент эволюции человека. Любой, кто на практике соприкоснулся с мощью более глубинных психологических сил — побудителей человеческих дей­ствий, будь то бессознательные мотивы в духе психоанализа, жиз­ненные сценарии, описанные в работах Э. Берна, архетипы кол­лективного бессознательного из работ К. Юнга, признает несопо­ставимость сил, колоссальное различие энергетики, стоящей за рациональным знанием и глубинными психологическими дви­жителями поведения. Силу этой стихии, как ни странно, хорошо осознавали многие экономисты, которые однозначно исходили в своих концепциях из соотнесения экономических законов с человеческими потребностями.

Сравнение бизнеса с природой высвечивает для нас как мини­мум еще один важный поворот в разговоре об особенностях этого вида деятельности. Это популярная тема жесткости бизнеса как сферы действия «волчьих» зако­нов. Однако, как известно, при всей эмоциональной не­приязни Человека к Волку и осуждении его кровожадной и нена­сытной натуры, любые практические попытки искоренить этого зверя в реальной природе заканчивались плачевно: в итоге резко возрастало количество серьезных заболеваний среди других видов лесных обитателей. В этом плане жесткость — такая же необхо­димая черта бизнеса, как волк — необходимый элемент лесной жизни. Можно достаточно долго быть плохим политиком, пло­хим спортсменом или плохим ученым, но мало у кого получится долго продержаться плохим бизнесменом. Конкуренты очень быстро выведут такого человека из игры, потому что бизнес признает только тех, кто действует быстро, энергично и прави­льно — в соответствии с законами этой деятельности. Здесь, как и в физической природе, действует свой «закон энтропии», о котором Питер Друкер писал: «Бизнес стремится к движению от позиций лидерства к позициям посредственности». Этот закон ярко переформулировал один несколько менее именитый, чем Дракер, российский бизнесмен: «Получается, что бизнес — как велосипед. Пока двигаешься, все нормально, остановился — упадешь». И в этом смысле первая обязанность и главная работа руководителей бизнеса — это постоянно искать и находить способы повернуть вспять такое естественное течение событий.

Бизнес как деятельность — это резуль­тат совокупного действия множества людей, и нам не обойтись без обращения к более развернутым перспективам. И первая из них — это исторический подход, который рас­сматривает действия людей в долговременной последовательности событий и их видоизменений.

3. ШТРИХИ ИСТОРИИ БИЗНЕСА

Желая понять суть явлений, трудно обойтись без знания их истории. Попробуем дополнить то, что говорят о бизнесе словари, энциклопедии и сравнения, небольшим обзором истории, тех основных шагов, которые прошел бизнес в своем развитии.

Исторические предпосылки бизнеса

Можно ли назвать бизнесменами египетских менял, органи­заторов торговых караванов, создателей первых мануфактур и фаб­рик, купцов всех гильдий и мастей, строительных подрядчиков, офеней-коробейников, а их деятельность — бизнесом?

Пожалуй, этого лучше не делать. Большинство авторов, зани­мающихся историей бизнеса как деятельности, предпочитают проводить различие между истори­ческими предпосылками бизнеса, к которым относится множество видов получения дохода в торговле, финансах, производстве и пр., и собственно бизнесом как относительно новым видом челове­ческой деятельности, обладающим специфическими качественны­ми чертами, в полной мере сформировавшимися лишь на рубеже XIX—XX вв.

Если говорить о самых первых предпосылках бизнеса, то из­начальные его исторические корни обнаруживаются, как мы знаем из экономики, в тот момент, когда в производственной жизни человечества начинает наблюдаться производство «избыточного» продукта, превышающего запросы непосредственного потреб­ления. Обмен этого продукта на другие продукты и изделия — первая составная часть будущего бизнеса. Собственно говоря, по большому счету бизнес — это деятельность, взявшая во многих обществах на свои плечи непростую задачу обмена и распределения продуктов и услуг. Производство, как таковое, не является специ­фическим для бизнеса и скорее «пристегнуто» к задаче обмена в тех случаях, когда самостоятельное производство оказывается эко­номически выгодным.

Заметим кстати, что вместе с появлением обмена «добавочным продуктом» обнаруживаются и первые предпосылки развития пси­хологии бизнеса. Ведь товары и продукты не ходили меняться сами по себе. Обмен стал задачей конкретных людей и потребовал от них освоения множества новых способностей: готовности заняться такой меной, умения договариваться, вырабатывать нормы и пра­вила построения отношений в этом процессе, преодолевать мно­жество предубеждений категории «мы и они», особо могущественно действовавших в примитивных обществах, и т. д.

Следующая историческая предпосылка становления бизнеса была связана с появлением денег как эквивалента «всеобщего продукта». Те самостоятельные свойства, которые имели деньги как особый товар, породили новую предпосылку бизнеса: меновую деятельность. Меняльные конторы Египта, Греции и Рима породили подобные учреждения в Византии, на Востоке и в странах Средиземноморья, пережили свой особый расцвет в средние века в Италии и Голландии и стали прообразом современных банков. Психология же человека обогатилась целым спектром новых понятий, так или иначе связан­ных с темой отношения к деньгам, как негативных — скаредность, жадность, скупость, стяжательство, сребролюбие, так и позитивных — щедрость, расчетливость, благотворительность и др.

От письменных памятников древности до рубежа нашего века тянется целая чреда последующих изобретений и нововведений, за­ложивших фундамент здания современного бизнеса. Сюда относятся:

система оплаты труда, впервые в масштабном виде разработанная в Римской империи. В психологических терминах нам придется говорить в связи с этим о современных системах мотивации персонала в бизнесе;

• появление бухгалтерского учета в Италии XV в. Для психо­логии это означало очередную ступень развития качества, которое мы называем здесь «счетностью» мышления бизнесмена;

• появление страхования в Голландии в XVI в. Вместе с этим видом деятельности был найден механизм, позволявший снизить то, что является постоянной головной болью предпринимателя,— высокую меру риска при осуществлении сделок, торговых опера­ций, транспортных экспедиций и финансовых мероприятий;

• появление резервной банковской системы в Лондоне в середине XVII в. Для бизнеса это означало дальнейшее повышение меры на­дежности действий. В определенной степени этим были подстрахо­ваны от возможных неудач не только перемещения товаров и торговые операции, но и задача сохранения результатов бизнеса — денег;

• развитие операций с акциями, биржевая деятельность — XVIH в. В результате этого нововведения предприниматели получили массу новых возможностей, значение которых трудно переоценить. Кроме простой возможности получить долгосрочные вложения денежных средств, необходимых для развития бизнеса, предприниматель мог теперь по-новому оценивать результативность своего дела. С появ­лением акций и бирж стало возможным опираться не только на подсчет суммы накопленных у себя или находящихся в обороте средств, но и получать текущую объективную рыночную оценку, отражаемую в изменении курса акций предприятия. Поскольку эти курсы оказываются чрезвычайно динамичными, бизнесмены и пред­приниматели получают наглядный и выразительный «термометр», подталкивающий к необходимости срочного поиска новых решений, позволяющий оценить эффективность действий и т. п. Кроме того, биржевая деятельность, особенно после утверждения здесь фью­черсных сделок — т. е. операций с не произведенным еще товаром, не выросшим зерном, не добытой нефтью,— все больше обостряет для бизнесменов необходимость работать не только в режиме «ре­ального времени», но и осваивать основы стратегического плани­рования, организовывать работу с ориентацией на дальнюю пер­спективу, с соответствующим изменением системы рисков, необ­ходимостью учета, а при возможности — и активного влияния на факторы будущего, в том числе — на конъюнктуру спроса и пред­ложения, политические события, общественное мнение.

Появление бизнеса

Коренной сдвиг, опре­деляемый многими авторами как момент появления самого бизнеса в его современной форме, произошел на рубеже XIX—XX вв. На­ступившие изменения относились одновременно к размерам и практике бизнеса, а внешними признаками их стало появление больших торговых сетей и универмагов с резко возросшим числом сотрудников, конвейера на сборочных производствах; концентра­ция капитала и образование корпораций, доминирующих как на национальных, так и на транснациональных рынках. Событие, которое в советских учебниках было отмечено как «перерастание капитализма в последнюю, загнивающую стадию — империализм», на деле оказалось переориентацией западного общества на массо­вое производство и потребление.

Одним из наиболее знаменательных фактов этого периода яви­лось то, что масштабы происходящих перемен породили неизве­стные до того сложности в организации и управлении бизнесом: если до той поры подавля­ющее большинство форм раннего бизнеса и предприниматель­ства несли устойчивый отпечаток «семейного дела» и, незави­симо от масштабов, будь то наследуемая семейная лавка или империя банкиров Ротшильдов, управлялись тесно связанными между собой членами семейных или родственных кланов, то с наступлением новой эпохи бизнес становится поистине массовой профессией. Практика успешного управления очень скоро ста­новится объектом самостоятельного изучения, и появляется новая дисциплина — сначала прикладная, а затем все более научная — теория управления, или менеджмент. В бизнесе же, соответственно, появляется новая массовая категория людей — профессиональные управляющие, менеджеры, которые могли действовать как в качестве владельцев предприятий, так и на наемных должностях. По мнению ряда авторов, именно появление первых пособий и учебных курсов по менеджменту (соответственно, в 1914 и 1916 гг.) можно считать официальной датой рождения современного бизнеса.

4. ГРАНИЦЫ БИЗНЕСА: БИЗНЕС, КВАЗИ-БИЗНЕС И НЕ-БИЗНЕС

Является ли бизнес­меном ваш знакомый, у которого по жизни с легкостью получается проводить невероятные сделки, никогда не возникало проблем с добыванием денег, но который в то же время продолжает числиться штатным сотрудником некоего учреждения? Или, наоборот, как быть с тем, кто открывает уже третью по счету коммерческую фирму, но и ее, как две предыдущие, похоже, вскоре ждет бес­славный конец?

Решение этих вопросов будет зависеть только от критериев, которые будут введены в качестве ограничительных условий. При установлении подобных критериев мы во многом сможем опираться на обстоятельную работу о бизнесе профессора Декстера Кизера, опубликованную в 1930 г. (см. 128). Время появления этой работы не случайно: это был тот период, когда после глубоких потрясений, связанных с первыми шагами становления нового бизнеса и только что прошедшими бурями Великой депрессии, исследователи социальных процессов особенно активно пытались осмыслить природу и смысл происходящего.

4.1. БИЗНЕС - ЭТО АКТИВНОСТЬ,

ИМЕЮЩАЯ СВОИМ РЕЗУЛЬТАТОМ ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ

Важный для психологии бизнеса акцент, который стоит за этим простым и очевидным на первый взгляд критерием, состоит в том, что данный критерий позволяет отграничить намерение получить прибыль (сколько раз нам приходилось слышать: «Я собираюсь получить на этой сделке бешеный доход»!), или субъективную убеж­денность в том, что осуществляемая деятельность «очевидно» рен­табельна, а значит, прибыльна, от реального получения прибыли в результате работы бизнесмена.

В контексте вводимого разграничения есть смысл несколько подробнее остановиться на уточнении понятия «прибыль», поско­льку неточности в его интерпретации характерны не только для психологов, но, как показывает опыт, и для практикующих биз­несменов.

Прежде всего прибыль — это далеко не любые деньги, которые вы получаете. Деньги, которые вы взяли в долг,— это просто долг, или, используя более благородный экономический термин, «кре­дит». Деньги, которые вы нашли на улице,— это тоже не прибыль, а просто подарок судьбы. Деньги, которые выделяет правительство под определенные экономические программы, — также не при­быль, а только целевые средства. Точно так же не прибыль ваша зарплата, полученное наследство, выигрыш в лотерею и многое другое. Прибылью считается только результат нехитрой с виду коммерческой операции «деньги — товар (услуга) — деньги», осу­ществив которую вы должны из суммы полученного дохода вычесть все необходимые расходы, включая те, которые непосредственно ушли на проведение этой операции («прямые расходы»), и те, кото­рые на первый взгляд могут не иметь к ней отношения («косвенные расходы»), а также налоги. Остаток — только если он будет поло­жительной величиной— в итоге и будет считаться вашей прибылью.

При строгом употреблении вводимого здесь критерия весьма значительная часть коммерческих структур может попасть под определение «это не бизнес», поско­льку эти организации либо еще не умеют считать свою прибыль, либо даже вовсе не ориентированы на расчеты по прибыли.

4.2. БИЗНЕС - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А НЕ СДЕЛКА

Применительно к бизнесу чрезвычайно часто можно встре­тить ситуацию подмены представлений о нем как о целостной деятельности представлениями об отдельных методах и действиях, характерных для этой деятельности.

Инженер может выгодно купить и вскоре перепродать свой автомобиль, получив на этой операции прибыль. Государственное учреждение может с большой выгодой совершить несколько опе­раций с ценными бумагами. Командование воинской части может распродать неприкосновенный запас с заканчивающимся сроком годности или устаревшее оборудование и положить полученные деньги на депозит под выгодный процент до момента расплаты со строителями, которые строят для офицеров жилье. Все это хорошие примеры отдельных коммерческих операций, или, иначе, выгодных сделок, однако вряд ли стоит всерьез называть инженера, чинов­ника или командира бизнесменами.

Целое отличается от частного. Освоение методов бизнеса, технологии проведения различных сделок (торговых, финансовых, бартерных, посреднических и т. п.) — необходимый элемент бизнеса, однако бизнес к этому не сводится. Бизнес — это системно организованный процесс, целостная деятельность, содержание которой далеко выходит за рамки отдельной, пусть даже самой успешной коммерческой операции.

Необходимость данного критерия также следует из анализа практики. На уровне общей тенденции можно наблюдать, что зна­чительная часть людей и организаций, так или иначе пробующих себя в бизнесе, начинает испытывать серьезнейшие проблемы уже после того, как они осуществили несколько удачных операций или сделок.

Примером может послужить ситуация, сложившаяся в одной из региональных коммерческих фирм, успешно действовавшей в качестве посредника на рынке купли-продажи акций приватизи­руемых в регионе предприятий. Руководителей этой фирмы без преувеличения можно было назвать специалистами высочайшего класса в подготовке и проведении конкретных сделок. Более того, предоставление консультаций в этой сфере в какой-то момент стало даже одной из основных услуг фирмы. Однако приватизация в определенный момент пошла на спад, и фирма обнаружила, что у нее фактически пропал бизнес. Ситуацию существенно усугубляло то обстоятельство, что большинство полученных в ходе преды­дущих операций средств было израсходовано на личное потребление.

Однако к тому моменту на руках у руководителей оставалось несколько контрольных пакетов акций не востребованных рынком предприятий. И среди них, в частности, акции практически всей системы бытового обслуживания регионального центра. Первой реакцией руководства фирмы был поиск вариантов раздробления и распродажи имущества этих предприятий. Консультанты, ра­ботавшие в тот момент с фирмой, с большим трудом приоста­новили этот процесс, измучив руководство фирмы вопросом о том, как они собираются жить дальше, после продажи этого имуще­ства, и не имеет ли смысл, вместо того чтобы резать курицу, попытаться получить от нее что-либо более перспективное. Ха­рактерно, что даже после рационального согласия с этой идеей предприниматели еще не раз и не два возвращались к привычной для них схеме действий «отнять и поделить» в период начальных неудач управления новым для них делом. Особенно обострялись эти тенденции в моменты, когда вставал вопрос о необходимости вложить в развитие предприятия новые средства — без гарантии того, что эти вложения когда-либо окупятся. Лишь через год, решив массу исходных проблем, вложив требуемые средства и найдя на место руководителя этого направления деятельного и эффективного менеджера, они признали, что принятый вариант действий помог им сохранить фирму и заняться организацией систематического бизнеса в других сферах своей деятельности.

Таким образом, переход от «психологии сделки» к «психологии систематического бизнеса» — это особый качественный этап в ста­новлении бизнеса и бизнесмена, а умение получать прибыль на отдельных сделках еще не свидетельствует о том, что вы имеете дело с реальным бизнесом. Эту стадию мы скорее отнесли бы к «квази-бизнесу», который имеет много внешних сходств с реаль­ным бизнесом, но не выдерживает проверки на прочность в долгосрочной перспективе.

Критический момент, который может служить здесь водоразде­лом,— это способ распоряжения прибылью. Пока основная часть прибыли уходит на личное потребление, даже при самых грандиозных масштабах этой прибыли, мы имеем дело только со «сделочным» предпринимательством, судьба которого в отдаленной перспективе более чем сомнительна. Если же основная часть полученных средств направляется в развитие дела — пусть даже эффективность этого дела, как и положено в рыночной ситуации, никогда не гарантирована,— это уже заявка на настоящий бизнес.

4.3. БИЗНЕС - ЭТО ЮРИДИЧЕСКИ ЗАКОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Несмотря на нескончаемые, присутствующие в совре­менном контексте разговоров о бизнесе ассоциации его с мо­шенничеством, моральной нечистоплотностью, рэкетом и кор­рупцией, примем на уровне определения, что бизнесом в стро­гом смысле слова мы будем называть юридически законную деятельность.

История бизнеса однозначно показывает, что одной из ведущих тенденций в его развитии является возрастание строгости требований к этике от­ношений и к законности проводимых операций. Это неудивите­льно, поскольку человеку, который зарабатывает деньги, приобре­тает собственность и наращивает капитал, крайне нежелательно оказаться перед угрозой моментальной потери всего этого. Следо­вание законам — одно из необходимых условий сведения к мини­муму подобного риска.

Данный критерий имеет и другую сторону. Критерии за­конности и этичности во многом ситуативны и зависят как от общего социального контекста, так и от сознательной по­литики государства. То, что еще несколько лет назад называ­лось спекуляцией, или фарцовкой, и преследовалось Уголов­ным кодексом, сегодня стало вполне легальными формами бизнеса.

С точки зрения психологии бизнеса, принципиальным для нас является то, что каждый нормальный бизнесмен стремится быть законопослушным в своей деятельности, как бы широко ни были распространены обратные убеждения. Реальная же проблема состоит в том, что следование этому стремлению может приходить в противоречие с требованием номер один — ориен­тацией на получение прибыли. Разумеется, каждый бизнесмен решает эту коллизию в рамках своих представлений о границах дозволенного и недозволенного.

Такого рода юридическое соревнование между бизнесом и го­сударством, которое не ограничивается лишь поиском способов легального «ухода» от налогов, но дополняется сложной системой лоббирования, противодействием государственных и обществен­ных институтов, таких, как общества защиты прав потребителей или торгово-промышленные палаты, приводит в конечном счете к более или менее оптимальному балансу сил, варианту «Обще­ственного договора» между бизнесом и обществом, выравниваю­щему давление противоречивых интересов. Причем баланс этот никогда не закрепляется раз и навсегда, он устойчив лишь в силу своей динамичности и способности к видоизменениям в зависи­мости от новых требований жизни.

Вводимый критерий позволяет более четко обозначить предмет нашего исследования, отграничив бизнес от различных форм того, что называется «незаконным бизнесом» или «криминальным биз­несом». Бизнес — это бизнес, а незаконный бизнес — это соответ­ствующие преступления, обозначенные в Уголовном кодексе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: