Сетевой подход

Новейший подход к департаментализации предполагает дальнейшее развитие идеи координации и сотрудничества в горизонтальной плоскости — на сей раз за рамки организации. Сетевая структура означает, что компания поручает многие свои основные функции независимым субконтрагентам, а сама принимает форму не­большой головной организации, координирующей их деятельность.

Принцип организации. Сетевую организацию можно изобразить в виде узла, или центра, окруженного сетью сторонних специалистов (рис. 10.9). Бухгалтерский учет, проектирование, производство, дистрибуция и другие функции поручаются сторонним организациям. Между ними и центральным офисом устанавливаются электронные связи. С помощью компьютерных сетей и Интернета организации могут обмениваться данными и информацией настолько легко и быстро, что раз­розненная система поставщиков, производителей сборщиков и дистрибуторов и внешне, и внутренне напоминает единую компанию.

В основе сетевой структуры лежит следующая идея. Компания получает возмож­ность сфокусировать усилия на том, что она «умеет» лучше всего, а выполнение остальных необходимых функций поручит фирмам, обладающих соответствующи­ми отличительными компетенциями. В результате компания добивается более высоких результатов деятельности с использованием меньшего объема ресурсов. Например, компания R&D Laboratories разрабатывает специализированные вита­минные и минеральные добавки для больных диализом, однако их производством и упаковкой занимаются (по договорам подряда) фармацевтические компании, а дистрибуцией — свыше 200 оптово-закупочных фирм. Для организации произ­водства нового препарата R&D Laboratories достаточно сделать несколько теле­фонных звонков сетевым партнерам. Трое бывших менеджеров компании Compaq Computer создали компьютерную фирму, которая существовала с 1995 по 2002 г. и была организована по сетевому принципу.

Сетевой подход к департаментализации

Ответить на вопрос: «Что есть организация?» в отношении сетевой организа­ции в традиционных терминах весьма непросто. Например, компания может от­казаться от исполнения собственными силами таких дорогостоящих сервисных функций, как обучение, юридическое обслуживание или инженерное обеспече­ние, и заключить контракты на их выполнение другими специализированными организациями. Или пример поставок экипировки для игры в хоккей с шайбой. Разрабатывается она в Швеции, американская компания предлагает технологи­ческие линии, производство осуществляется в Южной Корее, а дистрибуцией в Канаде занимается японская торговая организация. Процессы разработки, про­изводства и реализации осуществляются на контрактной основе по заказу не­большой фирмы, основная задача которой состоит в координации деятельности заинтересованных сторон. Мы рассматриваем подобные формы сотрудничества компаний как возникновение новой формы организации. При изменении ситуации сетевая организация может добавить или устранить соответствующие элементы.

Данная способность распределять и перераспределять ресурсы придает сетевой организации ббльшую гибкость и увеличивает скорость реакции. Отношения с под­рядчиками — вот «клей», «оформляющий» организацию в единое целое, что пре­допределяет необходимость чрезвычайно серьезного отношения к ним.

Во многом схожим с сетевым является так называемый модульный подход, когда производственная компания приобретает у поставщиков не отдельные де­тали, а готовые узлы некоего изделия, из которых ее немногочисленные рабочие собирают готовую продукцию. Такие компании, как Dell и Gateway, закупают пол­ностью готовые комплектующие персональных компьютеров, осуществляя только их окончательную сборку. Однако лидерами по применению модульного подхода являются даже не они, а автомобильные компании (GeneralMotors, Ford, Volkswagen и DaimlerChrysler). У GM, например, имеется модульный завод в Бразилии, а в пла­нах — создание аналогичных производств в США. В соответствии с модульным подходом ответственность за разработку целых секций автомобиля, как-то шасси или интерьера ложится на плечи внешних поставщиков. Последние проектируют и собирают модули, причем какую-то часть деталей они изготавливают сами, а ка­кую-то приобретают у субподрядчиков. Модули доставляются прямо на сборочный конвейер, где малочисленный персонал GM собирает из них готовые автомобили.

Преимущества и недостатки. Как нам представляется, основное преимущество сетевой структуры заключается в ее конкурентоспособности в глобальном масшта­бе. Даже небольшая сетевая организация имеет все возможности превратиться в по-настоящему глобальную, использовать огромный ресурсный потенциал, что позволяет достичь высочайшего качества товаров и приемлемых цен, предлагать свои товары и услуги по всему миру. Кроме того, сетевая структура позволяет организации в полной мере воспользоваться преимуществами гибкости рабочей силы и широкого выбора. Повышенная гибкость предопределяется возможностя­ми получения только необходимых организации в данный момент услуг (напри­мер, разработка инженерных решений или установка оборудования) и заключе­ния контрактов с новыми поставщиками (отсутствие ограничений на заводские площади, оборудование и число работников). Оперирующая в сети организация развивает максимальную скорость адаптации к новым товарам и возможностям рынка. Следовательно, возрастает разнообразие рабочих заданий, исполняемых ее постоянными сотрудниками, что положительно отражается на их чувстве удовле­творения от труда. Наконец, уровень гибкости сетевой структуры детерминируется минимальным числом менеджеров, ибо отсутствует необходимость во вспомогатель­ных специалистах и администрации. Таким образом, сетевая организация обычно имеет 2-3 уровня иерархии (в традиционных структурах — 10 и более). Пре­имущества и недостатки сетевой структуры в обобщенном виде представлены в табл. 10.5.

Один из основных недостатков сетевых структур — отсутствие непосредствен­ного контроля, когда менеджменту узловой компании приходится полагаться на контракты, координацию, переговоры и электронные сообщения. Не менее зна­чимой проблемой является возможность нежелательной утраты организационных частей. Если субподрядчик не справляется с условиями поставок, отходит от дел или его предприятие терпит банкротство, штаб-квартира на время утрачивает возможно­сти ведения бизнеса. Существенно повышается степень неопределенности, так как поставки товаров и услуг находятся вне сферы непосредственного контроля ме­неджмента. И, наконец, в такого рода организациях возникают проблемы с лояль­ностью сотрудников компании, которые знают, что менеджмент может принять решение об отказе от их услуг в пользу внешних поставщиков. Замедляется разви­тие корпоративной культуры, возрастает текучесть кадров, что приводит к ослаб­лению эмоциональных взаимосвязей между организацией и сотрудниками. При изменении номенклатуры продукции или обслуживаемых рынков организация должна быть готова в любой момент «перетасовать» сотрудников, чтобы сформи­ровать необходимый комплекс навыков.

Преимущества и недостатки сетевой структуры

Преимущества Недостатки
• Конкурентоспособность на мировом уровне • Гибкость, высокий уровень удовлетво­рения от труда сотрудников • Снижение административных расходов • Отсутствие непосредственного контроля • Возможность нежелательной утраты организационных частей • Низкая лояльность сотрудников

Организация групп — стратегических бизнес-единиц зарубеж­ных предприятий, специализирующихся на однородной продукции, рынком для которых является весь мир. Этот принцип, так же как и принцип матрицы, является отражением тенденции отхода от жесткого централизованного управления головной компании зарубежными фи­лиалами, сковывающего инициативу зарубежных филиалов междуна­родных компаний. Примером управления в форме бизнес-единиц может служить структура контроля за деятельностью зарубежных пред­приятий, впервые введенная корпорацией «Вестингауз электрик» (США), которая рассредоточила производство и сбыт своей продукции на 18 бизнес-единиц с объемом товарооборота свыше 4 млрд долл. каждая.

Бизнес-единица несет полную ответственность за свою деятель­ность. Для координации деятельности бизнес-единиц по всему миру у корпорации «Вестингауз электрик» функционирует Управление миро­выми ресурсами и технологией, которое через региональные отделы оказывает содействие бизнес-единицам в вопросах юриспруденции, охраны окружающей среды, налогового законодательства, финансиро­вания, информационных систем, транспорта, сбыта продукции, обес­печения сырьем, информации о научно-техническом прогрессе в от­расли, контроля за качеством продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: