Этапы деловой карьеры
Этапы деловой карьеры - отрезки трудовой жизни работника в определенной сфере деятельности по пути достижения своих целей.
Этапы деловой карьеры различаются в зависимости от профессии работника.
Типовая трудовая жизнь состоит из пяти этапов:
1) предварительный этап: учеба и поиск профессии;
2) этап становления: освоение выбранной профессии;
3) этап продвижения: рост квалификации и продвижение по службе;
4) этап сохранения: закрепление достигнутых результатов, достижение пика квалификации;
5) этап завершения: подготовка к уходу на пенсию.
Этапы деловой карьеры - отрезки трудовой жизни работника в определенной сфере деятельности по пути достижения своих целей (табл. 7.1).
Таблица 7.1 - Этапы деловой карьеры
Этап карьеры | Возраст | Характеристика этапа | Особенности мотивации (по Маслоу) |
Предвари-тельный | До 25 лет | Подготовка к трудовой деятельности, выбор сферы деятельности | Безопасность, социальное признание |
Становление | 25-30 лет | Освоение работы, развитие профессиональных навыков | Социальное признание, независимость, нормальный уровень оплаты труда |
Продвижение | 30-45 лет | Профессиональное развитие, продвижение по службе, повышение квалификации | Социальное признание, самореализация, высокий уровень оплаты труда |
Сохранение | 45-60 лет | Повышение квалификации. Обучение молодых кадров. Пик усовершенствования квалификации | Повышение уровня оплаты труда, стабилизация независимости, интерес к другим источниками дохода |
Завершение | 60-65 лет | Подготовка к выходу на пенсию, адаптация и поиск новых занятий | Удержание социального признания, сохранение уровня оплаты труда, повышение интереса к другим источникам дохода |
Пенсионный | После 65 лет | Занятие новыми видами деятельности | Поиск самовыражения в новой сфере деятельности, достаточный размер пенсии, здоровья |
Управление деловой карьерой - мероприятия, проводимые кадровой службой по планированию организации, мотивации и контролю служебного роста работника исходя из целей, потребностей и возможностей организации и самого работника.
|
|
Мероприятия по управлению деловой карьерой:
- повышают преданность работника интересам организации;
- повышают производительность труда;
- уменьшают текучесть кадров;
- более полно раскрывают способности человека.
Планирование деловой карьеры может осуществляться посредством составления карьерограммы.
Карьерограмма - формализованное описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры. Карьерограммы для специалистов и руководителей строятся по результатам специальных научных исследований в заинтересованных организациях.
|
|
Управлением деловой карьерой занимаются люди на трех уровнях:
- сотрудник, желающий сделать карьеру,
- менеджер по персоналу данной организации
- непосредственный руководитель сотрудника.
Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в табл. 7.2.
Таблица 7.2 - Мероприятия по планированию карьеры для различных субъектов
Субъект планирования | Мероприятия по планированию карьеры |
Сотрудник | Первичная ориентация и выбор профессии. Выбор организации и должности. Ориентация в организации. Оценка перспектив и проектирование роста. Реализация роста |
Менеджер по персоналу | Оценка при приеме на работу. Определение на рабочее место. Оценка труда и потенциала сотрудников. Отбор в резерв. Дополнительная подготовка. Программы работы с резервом. Продвижение. Новый цикл планирования |
Непосредственный руководитель (линейный менеджер) | Оценка результатов труда. Оценка мотивации. Организация профессионального развития. Предложения по стимулированию Предложения по росту |
Планируя собственную деловую карьеру, важно помнить, что ее успех зависит не только от личного вклада и стремлений продвинуться (субъективные условия карьеры), но и от возможностей продвижения в конкретной организации (объективные условия карьеры).
К их числу относятся:
- ограничение высшей позиции руководителя организации;
- количество должностных позиций, которые необходимо пройти, продвигаясь вертикально;
- наличие более высоких вакантных должностей и скорость их освобождения;
- конкуренции среди персонала одного должностного уровня за повышение.
Рекомендации для стремящихся построить карьеру:
В качестве позитивного примера личностного планирования карьеры можно привести известный этико - психологический кодекс человека, стремящегося сделать карьеру:
- не теряй времени на работу с безынициативным, неперспективным начальником;
- расширяй свои знания, приобретай новые навыки;
- готовься занять более высокооплачиваемое место, которое скоро станет вакантным;
- познай и оцени людей, важных для твоей карьеры;
- составляй план на сутки и на неделю;
- помни, что все в жизни меняется; важно оценить эти изменения;
- решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом;
- никогда не живи прошлым;
- не допускай, чтобы твоя карьера развивалась значительно быстрее, чем у других;
- увольняйся, как только убедишься, что это необходимо;
- думай об организации как о рынке труда;
- надейся в поисках новой работы прежде всего на себя.