Критерии классификации | Виды карьеры | |
Среда рассмотрения | - профессиональная - внутриорганизационная | |
Направление движения работника в структуре организации | - вертикальная - горизонтальная - центростремительная | |
Принадлежность к определенное сфере профессиональной (специальной) деятельности | - юриспруденция - адвокат - прокурор - юрисконсульт - корпоративный юрист и др. - | |
Характер происходящих изменений | - профессионально-квалификационный - статусный - должностной (властный) - материально-денежный | |
Каждый из видов карьеры предполагает некоторую самостоятельность в своем развитии, но обязательно взаимодействуют с другими, в зависимости от траектории движения. Например, внутриорганизационная карьера предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной организации. Однако, такая карьера может быть специализированной и неспециализированной.
|
|
Или - профессиональная карьера (рост знаний, умений, навыков) может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими или смежным областями профессионального опыта, связанное, например, с расширением инструментария и областей деятельности).
Или - внутриорганизационная карьера может развиваться как вертикальная (должностной рост, горизонтальная (работа в разных подразделениях одного уровня иерархии), центростремительная (продвижение к центру управления, углубление в административные функции).
Та или иная траектория движения человека по линии карьеры бывает связана с его личностной ценностной ориентацией. Доктор Эдгар Шейн (Edgar Schein) разработал эффективный подход, позволяющий определить, что является мотивацией для людей в их профессиональной карьере. Шейн считает, что личностные ценности влияют на нашу способность успешно решать задачи, которые перед нами стоят на работе. Для определения этого понятия, он ввел определение – «якорь карьеры». Как утверждает Э. Шейн, якорь карьеры возникает в процессе социализации на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры. Он устойчив и может оставаться стабильным длительное время. Карьерные якоря нужно обязательно учитывать при выборе вида деятельности, которым вы хотите заниматься, компании в которой вы будете работать, а также наиболее предпочтительного для вас карьерного пути.
На основе исследований были выделены несколько якорей карьеры[95]:
|
|
1) технико-функциональная компетентность;
2) менеджерская компетентность;
3) автономия;
4) стабильность;
5) служение;
6) вызов;
7) интеграция стилей жизни;
8) предпринимательство.
С момента принятия работника на предприятие и до предполагаемого его увольнения начинается управление деловой карьерой, которое заключается в том, что необходимо организовывать планомерное горизонтальное и вертикальное передвижение этого работника по должностям и профессиональным рабочим местам. Как известно, любая управленческая деятельность начинается с постановки цели и планирования шагов по ее достижению. Планирование карьеры – это определение целей развития карьеры, например, с учетом понимания ее «якорей», и путей их достижения. При этом пути реализации целей карьеры – это последовательность должностного роста или «взросления», без которого получение необходимой для профессионального и карьерного развития невозможно приобретение требуемой квалификации. Понятно, что такое продвижение требует соответствующих средств, его обеспечивающих (обучение, стажировки, тренинги и т. д.).
Основой планирования карьеры является карьерограмма – документ, содержащий представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.
Карьерограмма в ее полном представлении, должна состоят из двух частей. Первая часть содержит перечень должностей, выстроенных в последовательную цепочку по восходящей линии, которые работник может занимать в течение всего своего карьерного пути, с указанием сроков занятия должностей в годах. Вторая часть должна включать характеристику видов обучения, которые необходимо пройти работнику на карьерном пути, с указанием периодов прохождения обучения. Те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана и есть развитие карьеры. Естественно, что на продвижение по карьерной лестнице влияют не только цели и задачи, сформулированные самим сотрудником, но и организационные (внешние) условия и возможности их достижения. Например, высшая точка карьеры и количество позиций на пути от позиции, занимаемой человеком в организации, до высшей точки, т.е. длинна карьеры, показатель его потенциальной мобильности и показатель уровня позиции и др.
Однако планирование и управление развитием карьеры несут преимущества и для сотрудника и для организации. Действительно, более четкое видение личных профессиональных перспектив, возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности создает более высокую степень удовлетворенности от работы в организации, возможность планировать другие аспекты собственной жизни и, наконец, повышает конкурентоспособности на рынке труда. В то же время, организация не только получает мотивированных сотрудников, связывающих свою профессиональную
деятельность с данной организацией возможность планирования профессионального развития работников с учетом их личных интересов. Все это делает организацию более устойчивой и перспективной.
Например, в проекте Карьерист.ру [96] предлагается следующее представление о типичной карьере юриста (см. рис.5.4.). Интересно, что в карьерном росте выделены две особенности. Первая: в ертикальное карьерное развитие юридических специалистов нельзя унифицировать, так как трудно сопоставить зону ответственности в разных компаниях на разных позициях. Она (зона ответственности) всегда зависит от статуса данной позиции в конкретной компании. От высоты статуса будет зависеть и размер заработной платы. В этом наблюдается не только особенность, но и ограничение в возможности принимать перспективные решения в карьерном росте.
|
|
Вторая: горизонтальное профессиональное развитие позволяет выбирать более узкую специализацию в рамках конкретной отрасли права, т.е. углублять свои профессиональные компетенции, а также расширять их за счет пополнения межотраслевых и надотраслевых знаний и умений. В подобном развитии ограничений нет. При этом юрист, развивший такого рода компетенции может перейти на позицию юриста широко профиля (генералиста) или позиции единственного юриста.
В любом случае, восхождение по карьерной лестнице не может быть успешным без осознанного использования знаний в области теории организации, теории управления, понимания особенностей применения этих знаний в условиях практической работы во внутренней и внешней среде деятельности, налаживания и эффективного использования коммуникативных каналов для движения информации, развития системы управления разнообразной юридической практикой в условиях современных жестко конкурентных условий деятельности.
Юрист |
Старший юрист |
Директор по правовым вопросам/ Партнер в юр. фирме |
Руководитель юридического отдела/Руководитель юр. практики в юр. фирме |
Младший юрист |
Помощник юриста |
Ассистент юридического отдела/юридический секретарь |
Генералист/ Юрист широкого профиля/ Единственный юрист |
Специализация на конкретных отраслях права |
Единственный юрист |
Рис.5.4. Карьерограмма для юриста
Рассматриваемый аспект может быть удачно дополнен мнением известных специалистов в области менеджмента, которые выделили одиннадцать потенциальных ограничений саморазвития менеджера, которые во многом объясняют высокое значение оргаизационно-управленческих компетенций в деятельности юриста, позволяющее выстраивать успешное карьерное и профессиональное развитие. Так, английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Френсис[97] указали на:
1) неумение управлять собой: неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца;
|
|
2) размытые личные ценности: отсутствие их ясного понимания; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни;
3) нечеткие личные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, не совместимых с условиями современной работы и жизни;
4) остановленное саморазвитие: отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям;
5) недостаточность навыка решать проблемы: отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы;
6) недостаток творческого подхода: отсутствие способности генерировать и использовать новые идеи;
7) неумение влиять на людей: недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения;
8) недостаточное понимание особенностей управленческого труда: отсутствие понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя;
9) слабые навыки руководства: отсутствие способностей добиваться высокого результата работы подчиненных;
10) неумение обучать: отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности;
11) низкая способность формировать коллектив: неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп и коллективов.
Современные организации заинтересованы в профессиональном росте сотрудников на всех уровнях, но подготовке высших руководителей организации они должны уделять особое внимание. Специалисты указывают[98], что, если в компании освобождается место президента, то при приглашении на это место специалиста со стороны последнему требуется 3–6 месяцев, чтобы познакомиться с делами организации, 1–3 года – чтобы быть признанным в качестве «своего», от 2 до 5 лет – чтобы впитать культуру организации. У руководителя, работавшего ранее в компании, подобные проблемы не возникают или разрешаются значительно быстрее и легче. Поэтому при подготовке резерва руководителей необходимо учитывать решение трех последовательных и взаимодополняющих задач: 1) выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей; 2) их подготовка к работе в той или иной руководящей должности; 3) планирование ротации персонала и замещения освобождающихся или вновь созданных вакантных должностей подготовленными сотрудниками.
Подведем итог рассмотрению вопроса о значении организационно-управленческих компетенций в построении профессиональной карьеры вообще и карьеры юриста. Можно назвать несколько направлений, подтверждающих возрастающее значение последовательного формирования и развития организационно-управленческих компетенций выпускника юридических вузов для успешного планирования и реализации карьерного роста:
1) управление персоналом должно рассматривается не как чисто функциональная область управления организацией, а как ключевое звено в механизме развития основной деятельности;
2) сотрудники отделов управления персоналом, как правило, недостаточно знакомы со стратегией развития организации и не способны создать систему управления людьми, обеспечивающими реализацию этой стратегии. Поэтому процесс управления персоналом должен выйти за пределы управленческих подразделений и привлечь на свою орбиту тех работников, которые знают, умеют и проявляют способности оказывать положительное влияние на персонал с целью достижения целей организации;
3) существующие методы управления персоналом, как правило, отстают от стоящих перед организацией задач, мешают развитию сотрудников и ограничивают их вклад в достижение организационных целей. На деле управление персоналом должно существовать в контексте стратегического развития организации, а не развивается как "вещь в себе".
Для достижения указанного результата участники профессиональной деятельности должны проявлять:
- способность подчинять личные интересы интересам организации;
- чувство личной ответственности за порученное дело;
- личную дисциплинированность;
- высокий уровень этики и толерантности в работе с коллегами;
- квалификацию, соответствующую занимаемой должности;
- знание объективных основ теории организации и теории управления;
- умение использовать теоретические знания в своем труде;
- умение организовать свою работу и работу коллег и подчиненных;
- владение передовыми методами руководства: умение коротко и ясно формулировать
цели, излагать мысли в деловых письмах, приказах, распоряжениях, поручениях,
заданиях;
- умение проводить деловые совещания: способность к самооценке своих возможностей и
своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры;
- умение своевременно принимать решения и обеспечить контроль их исполнения;
- умение выявлять, структурировать и разрешать конфликтные ситуации;
- способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;
- способность поддерживать передовое: видеть и выделять новое, распознать и
поддержать новаторов, распознать и нейтрализовать консерваторов и авантюристов;
- способность управлять профессиональными инновациями;
- способность идти на обоснованный риск;
- готовность принимать обоснованные управленческие решения в предметной области
профессиональной деятельности;
- уверенность в себе.
Эти компетенции были сформулированы в первой главе учебника и последовательно обсуждались в процессе изучения учебных материалов в каждой его главе. Их формированию и развитию необходимо уделять внимание в течение всего карьерного пути, е забывая, при этом, что объем и содержание организационно-управленческих компетенций постоянно расширяется, дополняется и уточняется.