Понятия и термины, характеризующие процесс научного творчества в целом

Процесс научного творчества: основные термины и понятия

СОДЕРЖАНИЕ

1. Процесс научного творчества: основные термины и понятия. 3

2. Особенности организации научных исследований. 15

3. Методология научного поиска. 19

4. Проявление законов логики в научном творчестве. 25

5. Формирование навыков новаторского творчества. 35

6. Методы изобретательского творчества. 41

7. Ученые и педагоги о научном творчестве. 55


Основные понятия (термины), используемые при проведении НИ, оформлении их результатов, а также их публичной защите, условно можно разделить на следующие группы:

1) характеризующие процесс научного творчества в целом: наука, научная деятельность, научное знание, фундаментальные и прикладные научные исследования;

2) служащие для систематизации научных знаний: отрасль науки; научная специальность;

3) атрибутивные, характеризующие конкретное научное исследование, используются для вычленения из множества других, определения направления этого исследования: решаемая проблема, цель и задачи научного исследования, тема, (разрабатываемая) гипотеза, предмет (объект) исследования;

4) характеризующие процесс проведения научного исследования: эксперимент, метод, методика, методология;

5) определяющие результат научного исследования: закономерность, закон, постулаты, теория, научные положения и выводы;

6) определяющие формы представления результатов научного исследования: научный отчет, диссертация, научная статья, научный доклад и тезисы доклада, изобретение, и т.п.;

7) описывающие практическую реализацию результатов научного исследования: справка об использовании, акт о внедрении, промышленный образец, технология и т.п.

Понятие наука - это достаточно емкий и сложный по спектру показателей и характеристик термин. В «Большой советской энциклопедии» указано, что «наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания». По другим определениям наука – это «система знаний о закономерностях и законах превращения одних форм материи в другие» [25, с. 11], «постоянный процесс порождения нового знания на базе уже имеющегося. … Система развивающегося знания, и творческая деятельность, обеспечивающая это развитие» [69], «инструмент, с помощью которого человек реализует возможность познания и наиболее целесообразного освоения и преобразования окружающего мира» [78].

Научная деятельность – «творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения» [52].

Научное исследование – «один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний» [100, стр. 90]. Это целенаправленное познание, комплекс логических построений и экспериментальных операций. Выполняется в отношении объекта исследования для определения свойств объекта и закономерностей его поведения.

Продуктом научного исследования являются научные знания. Научные знания появляются тогда, когда поставлена определенная цель, когда в результате применения соответствующих методов получены достоверные экспериментальные данные о рассматриваемых явлениях, систематизация и обработка которых позволила вскрыть закономерности, а также сделать логически обоснованные и аргументированные выводы и сформулировать новые научные положения.

В современной науке принято выделять два направления исследований: фундаментальные и прикладные научные исследования.

Фундаментальные научные исследования - это «теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний, на обнаружение и изучение основополагающих законов, объектов, явлений (процессов) и свойств природы, общества, мышления, техники и т.п. Итогом реализации фундаментальных исследований может быть не только открытие и описание новых, неизвестных ранее в науке законов, явлений или процессов, раскрытие механизмов и закономерностей их протекания, но и познание новых закономерностей, отталкиваясь от уже известных законов и явлений.

Прикладные научные исследования – «исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач» [52]. Они имеют своей целью вполне конкретное использование фундаментальных знаний в практической деятельности людей, обоснование путей использования возможных положительных результатов человечеством в практической деятельности или ограждение человека от отрицательных последствий в экстремальных условиях применения новых знаний. Характерной особенностью таких исследований является возможность прогнозирования с достаточно высокой вероятностью сроков реализации поставленной цели, конечных результатов и их экономической эффективности.

Промежуточными между этими двумя крайними формами являются фундаментально-прикладные исследования - «фундаментальные работы, как правило, крупного масштаба, комплексного характера, нацеленные на решение важнейших глобальных народнохозяйственных и социально-культурных проблем (например, проблем получения термоядерной энергии, сверхмощных лазеров … проблем борьбы со СПИДом... и т.д.)». Они «хоть и направлены на достижение практических целей, однако на пути к ним лежат еще не познанные наукой явления, свойства и закономерности, что не позволяет точно предвидеть исход работ» [150].

Характерной особенностью современного периода развития общества является то, что практические задачи по созданию новых веществ и материалов, выведению новых сортов растений и пород скота, обоснованию оптимальных вариантов производств, внедрению новых современных технологий, технологических линий, машин и оборудования, режимов их работы, конструкций рабочих органов отдельных видов техники невозможно без комплексного научного исследования, имеющего признаки фундаментальности. При этом временной период, разделяющий фундаментальные разработки и их практическую реализацию, резко сократился. То, что раньше осуществлялось в науке на протяжении нескольких лет, а иногда и десятилетий, сегодня в условиях ужесточения конкурентной борьбы за рынки сбыта занимает месяцы и гораздо реже - годы. Это приводит к постоянному формированию все новых и новых направлений в науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: