Физико-химические свойства масла

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАСЛА.

Для смазки двигателей применяют масла, получаемые при прямой перегонке нефти. В настоящее время отечественная промышленность выпускает более 50 марок и сортов масел. Ассортимент включает в себя дизельные, авиационные, автотракторные масла.

В зависимости от эксплуатационных свойств масла делятся по ГОСТу 17479-72 на шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е; причём каждая группа включает в себя несколько марок, отличающихся по вязкости.

Группы А, Б, В, Г - для карбюраторных и дизельных ДВС. Например, в настоящее время на речных судах используются отечественные масла: М-10В, М-10В2, М-10В2Гцс, М-12В, М-16В2 и др. Буква М - обозначает, что масло Моторное. Цифра 1 - для карбюраторных двигателей; цифра 2 - для дизельных.

Группа А - не содержит присадок и применяется для малонапряжённых ДВС, работающих на малосернистом топливе.

Группа Б - содержит 3-4% присадок и предназначена для малонапряжённых ДВС небольшой мощности.

Группа В – имеет 4-7% композитных присадок и применяется для ДВС, работающих на дизельном топливе с содержанием серы S < 1%.

Группа Г - имеет 7-12% композитных присадок и предназначена для форсированных двигателей всех назначений, работающих на сернистом топливе.

Группа Д - содержание присадок может быть доведено до 18-20% Применяется для смазки высокофорсированных ДВС с высокой степенью наддува, работающих на топливе с содержанием серы S < 1,5%.

Группа Е - содержание присадок составляет > 25% Предназначена для смазки цилиндров крупных МОД с наддувом, работающих на сернистом топливе.

Для смазки компрессоров применяют компрессионные масла К-12, К-19. В малонагруженных узлах трения используют солидол (УС-2), литол-24, консталин (УТ-2) и т.д.

Основные характеристики масел аналогичны характеристикам топлива, за небольшим исключением.

Вязкость - характеризует смазывающую способность масла, соответствующей условиям работы двигателя.

Коксуемость - показывает содержание в масле смолистых веществ и характеризует его склонность к нагарообразованию при высоких температурах.

Кислотность - характеризует наличие органических кислот, что < 0,10-0,25 кг KOH на 1г приводит к коррозии металлов.

Температура вспышки - указывает на возможность применения масла при повышенных температурах. Характеризует пожарную безопасность масла.

Температура застывания - показывает пригодность масла в условиях низких температур обеспечивать надёжную смазку для прокачки по трубопроводам при подготовке и пуске двигателя.

ЩЁЛОЧНОЕ ЧИСЛО - характеризует способность масла нейтрализовать кислоты, что способствует введению в масло специальных присадок.

Содержание серы - важный показатель при оценке качества масла и его антикоррозийных свойств. Сера при сгорании образует сернистый газ (SO) и серную кислоту (H2SO4), что приводит к коррозии деталей ЦПГ. Допускается серы S < 3,5-4,0%.

Механические примеси - мелкие частицы песка, окалины, металла и т.д. попадают в масло при транспортировке и хранении. Загрязняют фильтры, увеличивают износ трущихся деталей.

Содержание воды - снижает теплоту сгорания топлива, вызывает затруднения при пуске, может вызвать перебои в работе ДВС, а главное - образует коррозию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: