ТЕРМИЧЕСКИЙ, ИНДИКАТОРНЫЙ, ЭФФЕКТИВНЫЙ, МЕХАНИЧЕСКИЙ КПД.
Термическим КПД называется отношение тепла, превращенного в полезную работу, ко всему подведенному теплу.
Q2
ηt = 1 - ————
Q1'+Q1"
Термический КПД характеризует степень использования тепла в любой конструкции теплового двигателя.
Индикаторным КПД называется отношение количества теплоты, перешедшей в индикаторную работу (Qi), ко всему количеству теплоты, затраченной на получение этой работы (Qзатр). η i = Qi/Qзатр (ηi=0,42-0,53).
632∙Ni 632
ηi = ——— = ———, где
G∙Qрн gi ∙ Qрн
G - часовой расход топлива;
Qрн – рабочая низшая теплотворная способность топлива.
Этот КПД характеризует тепловые потери с отработавшими газами, с охлаждающей водой, а также потери от неполноты сгорания топлива.
Эффективным КПД называется отношение количества теплоты, израсходованной на полезную работу двигателя (Qe), ко всему подведенному теплу (Q).
ηе=Qe/Q (ηе=0,35-0,42).
ηе= ηi ∙ ηm
36∙105
ηе = ———
ge ∙ Qрн
Механическим КПД называется отношение эффективной мощности к индикаторной.
|
|
ηm = Ne/Ni (ηm=0,80-0,90).
Этот КПД учитывает потери на трение движущихся деталей, потери привода навешанных на двигатель механизмов, а также "насосные" потери.
В 4-х тактных ДВС к механическим ("насосным") потерям относятся затраты энергии на преодоление сопротивлений при очистке цилиндров от продуктов сгорания. Они зависят от моментов открытия впускных и выпускных клапанов (см. круговую диаграмму газораспределения). При позднем открытии впускного клапана - давление всасывания будет ниже. При позднем открытии выпускного - давление выпуска будет выше. В обоих случаях увеличивается площадь отрицательной работы.
Для уменьшения механических потерь необходимо содержать ДВС в хорошем техническом состоянии т.е. поддерживать все зазоры в рекомендуемых заводом-изготовителем инструкциях, правильно выбирать сорта масел, поддерживать соответствующую температуру масла, воды и т.д.
Карбюраторные двигатели изготавливаются в основном 4-х тактными. Они работают на лёгком топливе - бензине, керосине. Смесеобразование у них, в отличие от дизелей, происходит не в камере сгорания, а в специальном приборе - карбюраторе. Там приготавливается горючая смесь, состоящая из воздуха и паров бензина.
Во время такта всасывания, при движении поршня из ВМТ к НМТ, воздух поступает во всасывающий канал карбюратора, внутри которого находится сужение - диффузор. Скорость воздуха возрастает до 120-180 м/с. Под действием разности давлений (∆P) в диффузоре и в поплавковой камере карбюратора, бензин поступает через распылитель - жиклёр в диффузор, где распыливается, и перемешиваясь с воздухом, образует горючую смесь. Воспламенение смеси осуществляется в цилиндре двигателя при помощи электрического разряда от свечи зажигания.
|
|
Необходимый состав горючей смеси для различных режимов работы двигателя обеспечивается карбюратором. Дозировка смеси, соответствующая определенному режиму работы, осуществляется дроссельной заслонкой. Например, во время холостого хода она прикрыта, что приводит к уменьшению поступающей в цилиндр смеси. Для повышения мощности или оборотов двигателя заслонку открывают и подача смеси увеличивается.
Горючая смесь называется нормальной, если для сгорания 1 кг бензина в цилиндр подаётся ≈ 15 кг воздуха.
Смесь называется обогащённой, если воздуха в ней меньше, чем бензина.
Смесь называется обеднённой, если воздуха в ней больше, чем бензина.
Во время такта сжатия, при движении поршня из НМТ к ВМТ, горючая смесь сжимается до значения параметров Pc=5,5-12 кг/см2, Tc=350-400°C. При этом температура относительно низкая и самовоспламенения не происходит. Степень сжатия не должна превышать ε≈4,5÷9,5 т.к. она создает слишком высокую температуру, а это приводит к взрывному горению смеси, т.е. к детонации.
При подходе поршня к ВМТ горючая смесь принудительно воспламеняется от искры и горит при V=const. В системе зажигания используется 10000-18000 вольт для получения искры. Параметры в конце горения будут: Pz=30-50кг/см2, Tz=2000-4000°C.
Преимущества: малые габариты, небольшая масса двигателя.
Недостатки: большой расход топлива (больше, чем у 4-х тактных дизелей в 1,5 раза, а у 2-х тактных в 2,5-3 раза) и его стоимость, сложность изготовления топливной аппаратуры, наличие сложного электрооборудования. КПД 22-24%