Основные элементы науки

Основы методологии и выбор методики исследования.

1. Факт (от лат. faktum – сделанное) – действительное (невымышленное) событие, имеющее единичный характер. (Пример – яблоко упало на голову Ньютону).

Факт – фундамент науки. Связь между фактами обусловлена законами, т.е. на основе анализа фактов открываются законы (пример – чем выше подвешено яблоко, тем больнее голове, на которую оно падает).

2. Закон – порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между фактами явлениями и свойствами материальных объектов.

Классификация законов.

Частные законы (специфические) – выражают отношения между сравнительно узким кругом явлений, конкретными специфическими явлениями или отдельными свойствами материальных объектов (примеры: закон сложения скоростей; газовые законы: Шарля, Гей-Люссака, Бойля-Мариотта, Менделеева-Клапейрона и пр.)

Общие законы – выражают отношение между общими свойствами больших совокупностей объектов и явлений (примеры – закон сохранения и превращения энергии; закон естественного отбора; закон развития больших систем и др.)

Всеобщие законы (универсальные) – описывают основные диалектические закономерности мира, выражающие отношения между всеобщими свойствами или тенденциями развития материи (примеры – законы философии: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания и пр.).

Законы создаются на основе гипотез, теорий.

3. Гипотеза (от греч. upoJesiV – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения наличия связи между рядом фактов и явлений. Гипотеза всегда носит вероятностный характер и нуждается в проверке и доказательстве (пример – гипотеза Дарвина о происхождении человека от обезьяны).

Гипотеза, подтвержденная фактами – теория.

4. Теория (от греч. Jewria – наблюдение) – логическое обобщение опыта, общественной практики; описание определенной совокупности явлений, событий, фактов на основе известных законов (пример – теория загрузки доменной печи; теория термодинамики и пр.).

5. Проблема (от греч. problhma – задача, затруднение) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Проблема – основной фактор, способствующий развитию науки, как системы знаний. Проблемы возникают из потребностей практики и в результате естественного развития науки (согласование отдельных результатов и направлений в научном исследовании, доказательства конкурирующих гипотез и др.).

6. Метод (от греч. meJodoV – способ познания) – способ познания действительности и отражение его в мышлении; способ, прием или система приемов для достижения какой-либо цели, или исполнения определенной операции.

Методика – обобщение опыта, способов, приемов целесообразного осуществления какого-либо задания.

Методология – учение о методе научного познания и преобразовании мира.

Методы исследования подразделяются на три группы:

Специальные методы, в основе которых лежат специфические закономерности из какой-либо области знаний, отрасли науки (пример: прямое и косвенное восстановление в доменном процессе).

Общенаучные методы – традиционные, сложившиеся ранее в науке: дедукция и индукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия, наблюдение и эксперимент, моделирование. Новые методы: аксиоматично-дедуктивный, идеализации, системно-структурный, формально-математический и пр.

Философские методы – всеобъемлющие, основанные на диалектических законах философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: