Определение общенаучных методов

Дедуктивный (от лат. deductio – выведение) – метод, при котором частные положения выводятся из общих. (Примеры: все металлы электропроводны; медь – металл, значит - медь электропроводна; из общего уравнения движения md2L/dτ2 = åFi, выводятся частные подстановкой конкретных сил; метод Шерлока Холмса).

Индуктивный (от лат. inductio – наведение) – метод при котором по частным фактам и явлениям устанавливаются общие принципы и законы (например, Д.И. Менделеев по частным фактам и свойствам вновь открытых элементов сформулировал периодическую систему элементов).

Анализ (от греч. analusiV – разложение) – метод научного исследования, при котором явление расчленяется на составные части и рассматриваются автономно (пример: анализ крови; доменный процесс разделяется на под- процессы, которые отдельно описываются и пр.).

Синтез (от греч. sunJesiV – соединение) – исследование явления или процесса в целом на основе объединения друг с другом элементов в единое целое (пример: набор физических законов – теория процесса).

Эксперимент ( от лат. experior – опробываю) бывает пассивный и активный.

Пассивный эксперимент – исследование какого-нибудь явления или процесса, протекающего спонтанно (самотёком), путем наблюдения и регистрации его параметров с целью анализа и последующей математической обработки опытных данных.

Активный эксперимент – исследование каких-либо явлений или процессов путем активного воздействия на них, или же изменения протекания процесса в нужном направлении.

Активный эксперимент чаще всего применяется в лабораторных и полупромышленных исследованиях, пассивный – на производстве.

Сравнение – метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития. Формы сравнительно-исторического метода: сравнительно-сопоставительный метод (раскрывает природу разнородных объектов); историко-типологическое сравнение (объясняет сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития); историко-генетическое сравнение (объясняет сходство явлений как результат их родства по происхождению). Привести примеры.

Аналогия (от греч. analogueсоответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии – знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект: такие умозаключения – один из источников научных гипотез. Примеры.

Моделирование (от лат. modulusмера, образец) – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путём построения и изучения их моделей (модель – физическая или абстрактная система, адекватно представляющая собой объект исследования). Моделирование – одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования – как теоретический (при котором используется различного рода знаковые – абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий материальные (предметные) – физические модели). Примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: