Управленческая деятельность. Рассмотрим основные структурные (процессуальные) компоненты любой деятельности (деятельность - целенаправленная активность человека) некоторого субъекта - см. Рис. 1. 5.
Рис. 1. 5. Структурные компоненты деятельности
Горизонтальная цепочка (см. рис. 1.5) «Потребность —> мотив —> цель —> задачи —> технология —> действие —> результат» соответствуют одному «акту» управленческой деятельности. Условно границы субъекта (индивидуального или коллективного) обозначены пунктирным прямоугольником.
Потребности определяются как нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности социальных субъектов (личности, социальных групп и общества в целом) зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности.
Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности человека, социальных групп, ради чего она и совершается. Мотивация есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков.
|
|
Мотивы обусловливают формирование цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности, действия.
С учетом условий, норм и принципов деятельности цель конкретизируется в набор задач. Далее с учетом выбранной технологии (технология - это система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи)выбирается некоторое действие, которое с учетом воздействия окружающей среды приводит к определенному результату деятельности. Результат деятельности оценивается субъектом по собственным (внутренним) критериям, а элементами окружающей среды - по своим (внешним по отношению к субъекту) критериям.
Особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией. Саморегуляция делает контур регулирования замкнутым. В процессе саморегуляции субъект на основании оценки достигнутых результатов корректирует компоненты своей деятельности.
Внешняя среда – это совокупность всех объектов/субъектов, не входящих в заданную систему. Внешняя среда и заданная система оказывают взаимное влияние друг на друга.
На рис. 1.5 выделены факторы, формируемые внешней средой:
- критерии оценки соответствия результата цели;
- принятые в обществе и в организации нормы (правовые, этические, гигиенические и т.п.) и принципы деятельности;
-условия деятельности:
- мотивационные,
- кадровые,
- материально-технические,
- научно-методические,
- финансовые,
- организационные,
- нормативно-правовые,
- информационные.