Классификация управлений.
Управление.
Управление – это целенаправленное воздействие.
В организационных системах (где и управляющий орган и управляемая система являются субъектами) управление является деятельностью по организации деятельности.
Уровень рефлексии можно наращивать и дальше: с одной стороны, в многоуровневой системе управления деятельность топ-менеджера можно рассматривать как деятельность по организации деятельности его непосредственных подчиненных, которая заключается в организации деятельности их подчиненных и т.д. С другой стороны, многочисленная армия консультантов (речь идет, прежде всего, об управленческом консалтинге - быстро разросшемся в последние годы институте консультантов, консалтинговых, аудиторских и других фирмах) представляет собой специалистов по организации управленческой деятельности.
Состав системы определяет, «кто» входит в систему, структура системы - «кто с кем взаимодействует, кто кому подчиняется и т.д.», допустимые множества - «кто что может», целевые функции - «кто что хочет», информированность - «кто что знает».
|
|
По управляемому компоненту системы можно выделить следующие управления
-управление составом системы;
-управление структурой системы;
По степени ограничения свободы деятельности подчиненныхможно выделить следующие виды (методы) управления:
— институциональное (административное, командное, ограничивающее, принуждающее). При таком управлении руководитель в приказном порядке без объяснений указывает подчиненному, что надо сделать;
- мотивационное управление (побуждающее управляемых субъектов к совершению требуемых действий) В этом случае руководитель даёт задание подчиненному и заинтересовывает его в качественном выполнении задания;
-информационное управление (убеждающее, основывающееся на сообщении информации и формировании убеждений, представлении и мотивов). Подчиненный выполняет задание осознанно, получив все необходимые разъяснения;
С точки зрения регулярности управляемых процессов можно выделить следующие типы управления:
- проектное управление (управление в динамике в случае изменений в системе или внешней среде);
- процессное управление (управление в статике, при стабильной деятельности регулируемой системы, при неизменных внешних условиях).
Для управления в динамике, в свою очередь, можно выделить рефлекторное (ситуационное) управление и опережающее управление.
И т.д., вводя различные основания классификаций можно расширять и детализировать список возможных видов и типов управления.
Рефлекторным называется управление, при котором управляющий орган реагирует на изменения или внешние воздействия по мере их появления, не пытаясь прогнозировать их или влиять на них. Ситуационным называется управление, в котором каждой типовой ситуации априори ставится в соответствие некоторое управляющее воздействие; каждая возникающая конкретная ситуация классифицируется как некоторая типовая, а затем реализуется соответствующее ей управляющее воздействие.
|
|
Управление составом касается того, кто войдет в организацию, кого следует уволить, кого - нанять. Обычно к управлению составом относят и задачи обучения и развития персонала.
Задача управления структурой обычно решается параллельно с задачей управления составом и позволяет дать ответ на вопрос «Кто какие функции должен выполнять, кто кому должен подчиняться, кто кого контролировать и т.д.»
Институциональное управление является наиболее жестким и заключается в том, что управляющий орган целенаправленно ограничивает множества возможных действий и результатов деятельности подчиненных. Такое ограничение может осуществляться явными или неявными воздействиями - правовыми актами, распоряжениями, приказами и так далее или морально-этическими нормами, корпоративной культурой и т.д.
Мотивационное управление является более «мягким», чем институциональное, и заключается в целенаправленном изменении предпочтений подчиненных. Такое изменение может осуществляться введением системы штрафов и/или поощрений за выбор тех или иных действий и/или достижение определенных результатов деятельности.
Наиболее «мягким» (косвенным), по сравнению с институциональным и мотивационным, является информационное управление.
Естественно, на практике иногда трудно выделить в явном виде управление того или иного вида или типа, так как некоторые из них могут и должны использоваться одновременно.
Формы управления. Выбирая различные основания классификации выделяют разные формы управления.
В зависимости от структуры системы управления можно выделять:
-иерархическое управление (система управления имеет иерархическую структуру, причем у каждого подчиненного имеется один и только один начальник);
-распределенное управление (у одного подчиненного может быть несколько начальников; пример - матричные структуры управления);
- сетевое управление (разные функции управления в различные моменты времени могут выполняться различными элементами системы).
В зависимости от числа управляемых субъектов можно выделять:
- индивидуальное управление (управление одним субъектом);
- коллективное управление (управление группой субъектов по результатам их совместной деятельности).
В зависимости от того, зависит ли управление от индивидуальных особенностей управляемого субъекта, можно выделять:
- унифицированное управление (когда одни и те же механизмы управления применяются к группе, в общем случае различных, субъектов);
-персонифицированное управление (когда управление зависит от индивидуальных особенностей управляемого субъекта).
Средства управления - приказы, распоряжения, указания, планы, нормы, нормативы, регламенты и т.д.
Функции управления. Выделяют четыре основные функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль. Непрерывная последовательность реализации этих функций составляет цикл управленческой деятельности (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Цикл управленческой деятельности