Обострение вместо компромисса

НЕИЗБЕЖНАЯ ПРОТИВОСИЛА

Реакция системы на ее изменение - закон природы.

КАК РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАДАЧИ,

Тема 11.

Столкновение нашего «хочу» и реакция системы дают противоречие.

Типовые пути - избегание противоречия или компромиссное его решение. Творческий путь: выявление и разрешение противоречий - основа решения сложных PR-задач.

Однажды греческий посол Исмений прибыл ко двору персидского царя Артаксеркса I. Послу шепнули: «Поклонись повелителю всех персов до земли, иначе не заметит». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям.

PR-задача: кланяться не хочется и не поклониться нельзя (иначе переговоры не состоятся)...

Приближаясь к трону, Исмений, будто невзначай, выронил перстень, естественно, он остановился, наклонился и поднял его...

Отдав должное находчивости древнегреческого посла, постараемся делать из ситуации общий вывод. Решение нестандартной задачи - всегда изменение. При реализации нашего «хочу» мы неизбежно изменяем соответствующую систему, в которой всегда возникает реальная «реакция» (в приведенном случае - гнев царя), как ответ на изменение системы. Подобный принцип в естествознании носит имя Ла Шателье.

Умело используя «реакцию» системы, можно эффективно решать задачи из различных областей деятельности.

ПРИМЕР 1. В одном из изданий ФРГ было помещено объявление: «Запомните название «PILO», я рядом - фото пачки новых сигарет с четкой надписью «PAOLA». Читателя дали «реакцию»: звонили и писали в редакцию о несоответствии надписи в тексте и на фото. Редакция извинилась перед читателями и в ближайших номерах поместила то же фото, но надписи в сопроводительном тексте каждый раз менялись: «PRZO», «POLI», и т.д. Это вызвало новый поток обращений. Ясно, что истинная цель редакции была заставить запомнить читателей название сигарет.

ПРИМЕР 2. А. С. Макаренко строил свои отношения в колонии для юных правонарушителей на доверии. Иногда при нарушении дисциплины он не делал внушений старожилам колонии сразу же, а предлагал прийти, скажем, в 21.18. Провинившийся мучился (в принятых терминах - давал «реакцию») и пытался прийти в 17.00, но А.С.Макаренко отказывал ему... Наконец, осознав свою вину, он заходил в кабинет заведующего колонией в назначенное время. Макаренко поднимал глаза и лишь спрашивал: «Ты понял?» Воспитанник искрение, отвечал: «Понял!» На этом инцидент был исчерпан.

Мудрецы города Глупова из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, строя баню, спорили: строгать доски пола или нет? «Если острогать, говорили одни, - будет скользко!» «А не строгать, - говорили другие, - можно ноги занозить!» И решили вопрос по-глуповски: доски острогать, но стелить остроганной стороной вниз...

Да, это сатира, но и в обыденной жизни большинство из нас интуитивно склонны избегать конфликтов, а если они случаются - переживаем их. Это может свидетельствовать о противоречии как о неизбежном и вечном зле, так и о том, что мы просто не умеем разрешать их позитивно.

ПРИМЕР 3. Рассказывают, что великий итальянский актер Томмазо Сальвини в пьесе «Отелло» в сцене удушения Дездемоны вызывал ужас у всех присутствующих, даже у коллег-актеров. Они пугались, что он «не ушел в роль», а действительно удушит актрису. Актер узнал об этом.

Сформулируем противоречие: с одной стороны, Т. Сальвини должен «душить» Дездемону, с другой - не нервировать актеров труппы. Обыденная логика подсказывает два варианта: или «душить» спокойно (но тогда зрители не поверят игре артиста), или «душить» яростно (но тогда перенервничают актеры). Примечательна используемая здесь схема решения: «ИЛИ - ИЛИ».

ПРИМЕР 4. Александрийский маяк на египетском берегу Средиземного моря - одно из семи чудес света древнего мира. Историки до сих пор спорят о том, какова была его высота: 56, 100 или 550 метров? Но и так ясно: такой маяк, сооруженный без машин - памятник человеческой мечте и делу. Рассказывают: когда строительство шло к завершению, архитектора маяка вызвал император. «Ты высечешь на маяке мое имя!» - повелел он.

Что делать архитектору, вложившему в строительство годы жизни, все свои знания? Не повиноваться капризу императора, и пальцем не притронувшегося к маяку? Нельзя - казнят. Написать и восхвалить в веках? Несправедливо.

Да, есть задачи, где следует выполнить не одно, а непременно оба противоположных требования. Вспомним примеры: поклониться и не поклониться, душить и не душить, писать и не писать. Как быть?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: