Методы изучения древнецерковной литературы

Предмет, задачи и цель изучаемой дисциплины.

Наименование дисциплины.

ВВОДНЫЙ КУРС

Патрологией (от греч. πατήρ, лат. pater «отец») принято называть дисциплину, изучающую биографии, сочинения, учения отцов Церкви. В буквальном значении Патрология (дальше – П.) – это «наука об отцах»[1]. Существует определённая градация в современной науке, которая отделяет термин «Патрология» от сходного ему термина «Патристика». В связи с этим «Патристикой» называется систематическое изложение заимствованных из отеческих творений доказательств (для догмы, морали, церковного строя и церковной дисциплины), которые служат для исторического обоснования христианских истин. Собственно же «Патрология» занимается помимо указанного еще и биографией и библиографией отцов Церкви, а также изучает их экзегетические воззрения, которые излагаются в отдельных произведениях того или иного отца Церкви и в которых зачастую выражается цельный образ их учений, с оттенением его индивидуальных особенностей[2].

«Патрология», в противоположность «Патристике» занимается:

1) личностью самого писателя и если нужно его жизнеописанием;

2) изучением каталога его произведений;

3) установлением их подлинности;

4) выяснением возможных влияний или заимствований из других писателей[3].

Следует также отметить, что данная градация характерна для богословской науки (православной и католической). В светской науке она носит весьма условный характер. Поэтому термины «Патристика» и «Патрология» в лексике светских исследователей часто используются как взаимозаменяемые.

П. как богословская дисциплина имеет точки соприкосновения со следующими дисциплинами:

1) История догматов (или догматика);

2) История Церкви;

3) История христианской литературы;

4) Историческая литургика.

Но главное, что отличает П. от этих самостоятельных предметов – это рассмотрение истории христианской духовности через призму личности её творцов. Основополагающий принцип П., в связи с этим, может быть представлен следующим образом: личность автора прежде проблемы, события или литературного жанра. Иными словами богословскую теорию и историю Церкви мы стараемся рассмотреть глазами её творцов, т.е. отцов Церкви[4].

В связи с тем, что главный предмет изучения науки П. составляют святоотеческие творения или произведения древнецерковной литературы, которые в свою очередь являются памятниками Священного Предания Церкви, то главную задачу, стоящую перед П., можно обозначить следующим образом: на основании изучения древнецерковной литературы проследить постепенное и непрерывное развитие и взаимную преемственность раскрытия в истории Церкви церковного сознания, выражающего Свящ. Предание (παράδοσις). Наряду с этим важной задачей дисциплины является выявление богословского базиса святоотеческих произведений (или «выделение кафолического сознания Церкви из исторического церковного сознания, всегда заключающего в себе черты своеобразия, индивидуальности и субъективизма»[5]) и расмотрения возможности его применения как для решения теоритических, так и для более успешного осуществления практических задач, стоящих перед Церковью в настоящее время.

Помимо этого в круг задач, стоящих перед П. входят такие научно-практические вопросы как определение объема исследуемой литературы (преимущественно святоотеческой), установление и построение ее хронологии, а также изучение исторической обстановки той эпохи, когда жил и трудился тот или иной отец Церкви, которая и оказала влияния на формирование его личности и мировоззрения[6].

Из поставленных задач вытекает и основная цель изучения дисциплины П. – привести к пониманию и усвоению духа и содержания патристической литературы, показав её историческое развитие и значение. Достижение поставленных целей даст возможность не только правильно усвоить богатейшее святоотеческое наследие, но и поможет применить его бесценный материал для решения насущных богословских, дисциплинарных, морально-этических задач[7].

К основным методам изучения П. можно отнести историко-критический метод и метод богословской систематизации.

На основании историко-критического метода святоотеческие творения изучаются с учётом той исторической обстановки, в которой жили и писали Св. отцы, а также с учётом того влияния, которое оказала эта обстановка на творчество церковных писателей. При этом творения отцов Церкви рассматриваются с учётом свидетельств внешней (т.е. занимающейся исследованием истории текста) и внутренней (занимающейся исследованием самого текста) критики их произведений.

Метод богословской систематизации призван выявить богословский базис (основу) святоотеческих творений, представив их в систематическом виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: